Найти тему

Отказ в обслуживании из-за отсутствия маски

«Наденьте маску! Нас штрафуют», – просят покупателей кассиры крупных торговых сетей и маленьких магазинчиков. Многие отказываются обслуживать клиентов без масок, особенно после очередной волны проверок. И данный факт является законным.

Исходя из норм Гражданского права, административного права РФ ДА продавец обязан обслужить клиента и отказ в обслуживании является не законным и подлежит наложению штрафа на торговую точку.

НО!!!

Внеся изменения в законодательство государство внесло БОЛЬШУЮ коллизию в право т.к. законодательные акты и подзаконные акты правительства являются обязательному к исполнению и по своей "юридической силой" имеют в данной ситуации верх над вышеуказанными кодексами.

В обычных условиях за отказ обслужить покупателя организацию могли бы оштрафовать на сумму от 300 до 500 тыс. рублей. По действующему Гражданскому кодексу магазин обязан продать потребителю товар, если он есть в наличии, а у покупателя достаточно денег для оплаты. Причем штраф магазин получил бы от того же самого Роспотребнадзора.

Отказывать в обслуживании из-за отсутствия маски можно. Региональные власти вправе принимать нормативные акты, устанавливающие правила поведения в режиме повышенной готовности. Одним из таких правил является: обязать граждан при посещении объектов розничной торговли использовать средства индивидуальной защиты. Поэтому если такой нормативно-правовой акт принят, подобное требование должно соблюдаться.

Уговаривая посетителей надеть маску, сотрудники магазина обычно пытаются их убедить, что торговую точку оштрафуют за поведение покупателей. Однако взыскания, как правило, связаны с отсутствием средств защиты у продавцов и кассиров.

Магазины не виноваты в том, что покупатель пришел без маски, признают в Минпромторге. Тем не менее риск получить штраф из-за клиента все равно остается.

Во время первой волны COVID-19 министерство разослало письмо руководителям регионов. В документе подробно разъяснялось, что за отсутствие масок у покупателей магазины штрафовать не следует. Но – только при соблюдении нескольких условий.

Организация не может отвечать за поведение клиента, но должна сделать со своей стороны все возможное, следует из письма. На практике это означает: повесить объявление по поводу масок, бесплатно выдать или продать маску, сделать устное замечание и отказать в обслуживании. В случае, когда клиент не реагирует на все эти меры, продавцам рекомендуется не вступать в конфликт с нарушителем и вызвать полицию.

Однако, если покупатель приобрел товар, развернулся и снял маску в торговой сети - продавцу грозит штраф.

Такая ситуация произошла у моего клиента. Но удалось отделаться лишь предупреждением. Повторный случай - будет однозначный штраф.

На днях в офис позвонил возмущенный покупатель и сообщил, что продавцы отказывают ему в обслуживании без маски. Ему соответственно было дано пояснение, что без макси его обслуживать не будут.

И тут добродушный клиент решил вызвать полицию, дабы нас оштрафовали за отказ в обслуживании. но ситуация пошла совершенно не по его плану и он сам получил протокол за отсутствие маски.

Если клиенты магазинов нарушают масочный режим, а магазин беспрепятственно продает таким клиентам товары, то оштрафовать могут одновременно и клиентов, и продавца, который обслужил их на кассе, и сам магазин, который допустил подобного рода нарушение.

Штрафы последуют по ст. 20.6.1 КоАП РФ (невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения). 

По данной статье за отсутствие маски клиент магазина может быть либо предупрежден, либо оштрафован на сумму от 1 000 до 30 000 рублей. Кассир, осуществивший продажу товара клиенту, нарушающему масочный режим, может быть оштрафован на сумму от 10 000 до 50 000 рублей. Такой же штраф назначается и ИП, которому принадлежит соответствующая торговая точка. Торговая организация за это нарушение несет ответственность в виде штрафа в размере от 100 000 до 300 000 рублей.

Повторное нарушение масочного режима увеличит штрафы для покупателей, продавцов и организаций (ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ). За повторное нарушение штраф для покупателей может составить от 15 000 до 50 000 рублей, а для продавцов — от 300 000 до 500 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет. Штраф для ИП и торговых организаций составит от 500 000 до 1 млн рублей. В качестве альтернативы штрафу деятельность магазина могут приостановить на срок до 90 суток.