Найти тему
Марина Вальцифер

Болгария. О празднике 3-го марта и российско- болгарских отношениях

3-е марта в Болгарии выходной день. Общенациональный праздник- День освобождения Болгарии от османского ига.

В отличие от большинства болгарских праздников, приуроченных к церковному календарю и отмечаемых с незапамятных времён, День освобождения Болгарии- праздник довольно молодой. Решение о его праздновании приняло Национальное собрание Болгарии в 1990 году. До этого дата 3 марта отмечалась в Болгарии с 1888 года до конца Второй Мировой войны.

3-е марта- это дата подписания Сан-Стефанского мирного договора 1878 года между Российской и Османской империями, положившему начало восстановления болгарской государственности после почти пятисотлетнего османского владычества.

Кстати, Сан-Стефано- это вовсе не какой-нибудь итальянский городок, как можно предположить по названию, а бывший пригород Константинополя , который сейчас называется Ешилькёй и является одним из районов Стамбула.

-2

У нас в селе этот праздник отмечается довольно скромно. На центральной площади утром собираются люди, затем- возложение цветов к чешме- памятнику, на котором высечены имена жителей села, погибших в войнах 20 века, и затем- посещение церкви.

В Сунгурларе, центре нашей общины, торжества проходят, конечно, более официально и массово.

-3

А главное место празднования в Болгарии -это, конечно, Шипка.

-4

Оборона Шипкинского перевала русскими солдатами и болгарскими ополченцами, как известно, была одним из важнейших событий русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

Вообще-то та война- тема особая. Если честно, то страшно надоедают нынешние российские "знатоки" истории, которые постоянно пишут комменты, что, дескать, "болгары- предатели." Мол, "мы их освободили, а они против нас воевали и в Первую Мировую, и во Вторую Мировую".

У части болгарской публики - свои претензии, связанные с тем, что, дескать, после той войны Россия неизменно становилась на сторону Сербии, тогдашнего врага Болгарии.

Ещё Козьма Прутков писал, что"многие люди подобны колбасам- чем их начинят, то в себе и носят".

В обоих случаях начинка- это упрощённое до примитивизма понимание событий того времени.

Во-первых, Российская империя, СССР и современная Российская Федерация- это не одно и то же.

Во-вторых, вступая в войну 1877-1878 годов, царское правительство преследовало главным образом свои геополитические интересы на Балканах. Эта война назревала очень давно и была составной частью Балканского кризиса , в который оказались вовлечены все крупнейшие державы того времени, а не одна Российская империя. Речь шла о дележе владений ослабшей и фактически обанкротившейся Османской империи.

Есть ещё нюанс. Болгария имеет древнюю государственность. Первое и второе Болгарские царства, Видинское царство , просуществовавшее вплоть до 1422 года уже в составе Османской империи. То есть болгары фактически сложились как нация, имеющая свою собственную историю, язык, религию и культуру, задолго до османского вторжения и сумели это сохранить. За период османского владычества было и немало восстаний, которые, однако, не имели успеха.

Неудачным было и Апрельское восстание 1876 года , лидеры которого требовали политической автономии болгар. Башибузуки, представлявшие собой иррегулярные османские формирования, подавили его с неслыханной жестокостью, устроив массовую резню. Так, в южной части Болгарии было убито более 30 000 человек- от младенцев до стариков. Только в селе Батак под Пловдивом было убито от 3 000 до 5 000 человек.

События Апрельского восстания имели огромный общественный резонанс как в Европе, так и в России, и послужили поводом к началу русско-турецкой войны. И русское общество того времени, и русская армия восприняли эту войну как справедливую, освободительную.

Константин Маковский. "Болгарские мученицы".
Константин Маковский. "Болгарские мученицы".

А что было после победы Российской империи и подписания Сан-Стефанского договора?

А был Берлинский конгресс, созванный через четыре месяца после этого по инициативе Австро-Венгрии и Великобритании. Всё та же "большая политика". Цель его - пересмотр Сан-Стефанского договора с целью не допустить Россию к черноморским проливам, из-за которых, в частности , царское правительство и начало ту войну.

К тому же в планы европейских великих держав вовсе не входило создание на Балканах большого и сильного славянского государства. Так для Болгарии, основным стремлением которой было объединение в единое государство всех территорий, на которых компактно проживало болгарское население, Берлинский конгресс имел тяжёлые последствия. Впоследствии пройдя через пять войн и понеся огромные потери, Болгария так и не сумела добиться такого объединения. По сути именно эту цель преследовало участие Болгарии в двух Мировых войнах. А многолетняя борьба за территорию Македонии, населённую этническими болгарами, но при этом волей европейских политиков доставшуюся Сербии, стала одна из самых печальных страниц в болгарской истории.

А что сейчас? А сейчас- благодарность тем русским воинам, которые
принесли освобождение многострадальному болгарскому народу. Это памятники по всей Болгарии , названия улиц и, наконец, праздник 3 марта- день подписания Сан-Стефанского договора.

Из этого вовсе не следует, что ныне живущий среднестатистический болгарин Петко чем-то обязан ныне живущему россиянину Пете. Или, наоборот, Петя виноват перед Петко за то, что в Первую Мировую Российская империя вступила на стороне Сербии. Какие- либо претензии тут вообще не уместны.

Живя в Болгарии, не трудно заметить, что русские для болгар- это такие же иностранцы, как и любые другие. Никакого особого отношения не наблюдается- во всяком случае на бытовом уровне.

Но есть историческая память, которая вовсе не заключается в отождествлении себя по национальному признаку с людьми, к чьим делам ты лично не имеешь отношения. Это не способ самоутвердиться и приписать себе чужие заслуги. "Ах, ах, мы их освободили, а они"... Петя, кого ты освободил- то? Где и когда?

С исторической народной памятью в Болгарии в целом всё в порядке. И третье марта- общенациональный праздник.

Пусть так и будет.