Найти тему

Марс? Не верю!

Добро пожаловать на нашу кухню! Наливайте чай, или кофе если пожелаете, или чего покрепче, если того требует душа. Берите плюшки к своим напиткам. И если Вам есть, что сказать, то не стесняйтесь, высказывайтесь - мы здесь для того и собрались. Ну а если Вам понравилось высказывание другого автора, не скупитесь, смело ставьте лайк!

Марс? да ну нафиг!

Давеча стал смотреть псевдодокументальный сериал от “национальной географии” - “Марс”. Без слез смотреть сложно… Но в этом сериале есть и положительное зерно - задает направление для мысли. Так что не так уж все и плохо.

Кадр из сериала от NG "Марс"
Кадр из сериала от NG "Марс"

Я уже писал статью о том, что не видать нам Марса, как своих ушей. Посмотрев только лишь первый эпизод сериала, уверенность в моем раннем утверждении укрепилась. Идея, высказанная в сериале проста: народ, объединившись с капиталом смог-таки отправить миссию на красную планету для… покорения. Что смутило? Правильно: народ + капитал. Читать это нужно следующим образом: барыги заплатили достаточно много, чтобы отправить группу добровольцев на верную смерть. Почему смерть будет верной? Да это в первой же серии видно - при посадке на Марс у корабля выходит из строя система включения тормозных двигателей! В итоге, команда примарсилась с отклонением в 75 километров от расчетной точки.

В чем же соль? А соль в том, что показаны технологии полета и посадки ХХ века. То есть ЖРД (жидкостные реактивные двигатели), которые слишком сильно прожорливы: топлива только в один конец без права на ошибку... То есть после посадки “перепарковать” уже не выйдет. Но проблема кроется несколько глубже. Для успешного поселения людей на Марсе, перед человеческим полетом, были заброшены изначальные компоненты для строительства начальной базы. Это - сюжет из известного кинофильма “Марсианин”. Но по сюжету команда промахнулась на приличное такое расстояние, и после посадки под рукой у них кроме своего корабля ничего нет.

Вполне логично планировать заселение в несколько этапов: сначала несколько кораблей в беспилотном режиме забрасывают все необходимое для организации жизни на другой планете, а уже потом в полет отправляют самоубийц… Не забываем, что возможности ЖРД оч-ч-ч-чень ограничены, и вывести даже на околоземную проблему полезный груз - проблема. Что уж говорить о межпланетном перелете!? Так что задачка нетривиальная. Плюс надо рассчитать траекторию полета так, чтобы в штатном режиме посадка укладывалась в нормальное отклонение, чтобы не было этих плюс-минус 75 км. А это вообще похоже на снайперский выстрел за пределы дальности стрельбы снайперской винтовки...

В общем, промахнулись на 75 км… Это не просто много, а дофига. Атмосфера на Марсе для человека пока агрессивна. Технологией терраформации мы не владеем… Воды в жидком состоянии нет. Температура “воздуха” в среднем ниже нуля. Короче, и захотел бы вылезти из скафандра, да никак.

Я помню рассказы моего знакомого: он с группой в 4 человека решился зимой перейти пешком Байкал. Занятие весьма сложное. Это и торосы, и ветер, и нагрузка со жратвой, питьем и жильем. В день, максимум, что удавалось пройти группе 40-45 км, зачастую меньше.

Что такое 75 километров в условиях Марса? Сухая каменистая пустыня. Нет воды. Нет свободного воздуха. Нет ничего. Шансов пройти этот маршрут за один день: да проще сразу самому захорониться. Ладно, по сюжету этой псевдодокументальной поделки, на Марсе как-то оказался полноценный электроровер… Не, это не марсоходы типа curiosity. Это полноценная самодвижущаяся повозка, способная вместить в себя всех членов экспедиции! Каким макаром ее туда забросили - пока науке неизвестно. Но сделаем скидку - миссия происходит в достаточно близком будущем - в 2033 году - вдруг чего придумают? В общем, за 16 километров до спасительной (ВНИМАНИЕ!!!) российской базы-мастерской, ровер приказывает долго жить. Что делать? Шагать ногами!

И они пошли. С капитаном экспедиции с серьезными повреждениями внутренних органов, полученных при посадке, с внутренним кровотечением… порванной селезенкой… с трупом, короче. Но таки дошли. Забейте на логику: человек в условиях угрозы жизни способен на сверхъестественное!

А давайте поразмыслим!?

Так может выглядеть заброска на Марс беспилотных станций и грузов для последующего использования их переселенцами
Так может выглядеть заброска на Марс беспилотных станций и грузов для последующего использования их переселенцами

Ну хватит уже лирики! Давайте о более насущном. Что на самом деле нужно для удачной миссии на Марс, исходя из наших текущих возможностей? Прежде всего, я согласен с тем, что предварительно на Марс нужно забросить все необходимое в достаточном объеме - то есть с запасом! Да, это не один и не два запуска беспилотных миссий по засиранию не нашей планеты. Строительные блоки первой жилой станции, хавчик, научное оборудование и частично то, что может позволить производить самое необходимое для жизни из подручных материалов, то есть из камней и песка. Сколько для этого потребуется пусков? Ну, я не Нострадамус, но мне кажется, что не меньше полутора десятков. Возможно и больше. На данный момент, зная, что до Марса может долететь порядка одной тонны полезной нагрузки… скорее всего нужно больше пусков.

Веселая, конечно, перспектива, но верится в нее совсем с трудом. Оно, возможно, но в достаточно далеком будущем.
Веселая, конечно, перспектива, но верится в нее совсем с трудом. Оно, возможно, но в достаточно далеком будущем.

Второй момент, и он самый важный, туда нельзя отправлять команду, набранную из взрослых особей. Что не так со взрослыми? Они могут казаться ответственными, самоотверженным, честными, преданными, короче - цвет цивилизации. Но спустя 7-8 месяцев в пустоте, порядком надоев друг другу, конфликты внутри коллектива неизбежны. Собственно, это доказано несколькими экспериментами на Земле. Самый известный - наш - Марс-500. Психика человека в замкнутом пространстве и с ограниченным кругом общения ломается на раз! Но тут у людей есть понимание, что эксперимент можно прервать, и в конце концов они вернутся в нормальный земной социум. С Марсом такого не случится - назад пути не будет. Это должны всецело понимать все члены команды. Таким образом, надо принять, что у “переселенцев” не должно быть никаких факторов, тянущих их на родную Землю. То есть они должны быть бездетными, безродительными и безродственными. Ни детей, ни родителей с которыми они знакомы, ни родственников: ни дять, ни теть!

Кто же это может быть? Ответ очевиден: детдомовцы. Причем те, кто в детдоме с самого малолетства. Жестко? Зато надежно. По крайней мере надежнее, чем команда с толпой родни на Земле. Это дает мисси ряд преимуществ. Люди не обремененные личными, родственными, социальными связями, гораздо точнее понимают свою роль в миссии. Следовательно, и к ее выполнению они будут подходить на порядок ответственнее, чем кто-либо другой. Но тут есть еще один момент. Детей нужно изъять из детдома в том возрасте, когда социальные связи еще не сформированы. В идеале, практически новорожденных. Растить и воспитывать их нужно изолированно от нашего пагубного общества. Это что-то вроде нынешних сект, типа виссарионовцев, если хотите, только еще более закрытых.

Все, что в Вас закладывали родители и учителя, превосходно перезакладывается обществом. И не факт, что это будет к лучшему...
Все, что в Вас закладывали родители и учителя, превосходно перезакладывается обществом. И не факт, что это будет к лучшему...

Чего в таком случае можно добиться? Ну давайте представим. Группа детей, воспитанная не папой и мамой, не воспитателями, не имеющая контакта с внешним миром, подготовленная только к одному - полету на другую планету. Если при этом купировать определенные стремления молодых организмов к спонтанному размножению, то получаем практически идеальную команду для основания начальной базы на другой планете. Да, дети будут мало чем походить на обычных для нас людей. Скорее, это будет сработанная группа, где каждый член будет лишь дополнять другого. Я бы сказал, что это будут практически идеальные друзья. Реально ли такое сделать? Вполне. Только надо перешагнуть своего земного человека внутри себя, и пойти на заведомый подлог… То есть плюнуть себе в душу, чтобы сделать совершенно других людей, способных сворачивать “горы”.

Насколько такой подход аморален? Полностью аморален с точки зрения человека, воспитывавшегося в нормальной, здоровой семье. Но и цель у такого подхода совершенно неземная. Да, противно осознавать, что придется из детей сделать узко заточенное орудие только для одной цели. Да, противно понимать, что ты лишишь их детства и обычной жизни. Но с другой стороны, ты однозначно ограничишь их от влияния нынешней культуры на психику, оградишь их от различных вредных привычек… На мой взгляд, в данном случае, эти дети приобретут гораздо больше, чем потеряют. Единственное, что напрягает в такой организации подготовки, это наличие достаточного капитала, который не должен быть частным. Но все мы знаем, что на сегодняшний день это нереально.

Третий момент: технологическая составляющая полета. Тут я вынужден вернуться к сериалу. Что же там так заинтересовало меня? “Откровения” Илона Маска. Признаться, я никогда не задумывался, для чего он пытается посадить первую ступень ракеты. Но обоснование вполне четкое, разумное, и, главное, правильное. Если бы в эпоху мореплавателей, корабли были бы одноразовыми, то скорее всего, никакой Америки, ни тем более Соединенных Штатов сейчас не было бы… Континент бы не открыли, и, как следствие, никаких государств там никто бы не организовал. Так вот, попытки успешно посадить первую ступень - это не стремление сэкономить на запусках ракет, а попытка научиться стабильно и без потерь сажать космические корабли на поверхность нужных планет. Судите сами, если корабль сможет удачно приземлиться, то после дозаправки и определенного техобслуживания, он вполне сможет взлететь и отправиться обратно, или же, наоборот, еще дальше. Честно говоря, уже одно это, для меня лично, способно изменить отношение к Маску. Цель достойная.

А что же с нашей космонавтикой? Я имею в виду российскую. Наши тоже не стоят на месте, и также, как и Илон Маск, исходят из текущих реалий ЖДР. Но наш подход отличается от американского. Вместо того, чтобы гонять между планетами целые корабли с последующими приземлениями и возможными взлетами, мы придумываем межпланетный тягач. Идея в чем? Идея в том, чтобы на орбите собрать конструкцию, способную принимать более мелкие корабли, которая будет транспортировать их до точки сброса. В конкретном случае до Марса. До самой конструкции долететь можно и при помощи ЖРД. В чем выгодное отличие нашего проекта от американского? В том, что двигательная установка не банальный ЖРД. Наши специалисты разрабатывают ядерную энергодвигательную установку. Пока по расчетным данным время полета до Марса может сократиться до полутора месяцев, а это уже вполне реальные сроки, особенно если учесть, что ракета с ЖРД проделывает этот маршрут минимум за 7-8 месяцев…

Соперничество или кооперация? Что же даст реальный точек развитию пилотируемой космонавтики?
Соперничество или кооперация? Что же даст реальный точек развитию пилотируемой космонавтики?

Самое удивительное, что мне видится соединение наших разработок и разработок Маска. Тягач решает проблему времени полета, а Маск проблему спуска и подъема обратно, если такое будет запланировано. Если соединить два этих направления, то, в принципе, можно будет говорить о серьезном технологическом скачке. Это как две стороны одной медали. Идея Маска о многоразовых кораблях, способных совершать посадку и взлетать после этого, хороша только на “коротких” дистанциях. Для дальних полетов, к которым можно отнести полет к Марсу, одной только этой наработкой не обойтись.

С нашей стороны, мы решаем проблему скорости. И если с доставкой перемещаемого модуля с Земли до тягача мы справляемся спокойно, то вот с посадкой у наших ребят практики не было со времен Советского Союза. Так или иначе, но технологию полета и технологию взлета/посадки нужно объединять для достижения положительного результата в покорении Марса.

А какое еще слабое звено присутствует в процессе полета на Марс?

Прочность и долговечность любой конструкции. Если посмотреть в прошлом, то несомненно наткнемся на такой момент, как выход из строя станции “Мир”. К моменту ее затопления станцию пытались ремонтировать, причем не раз и не два. Куча накопившихся проблем, среди которых усталость материала, так или иначе добили бы станцию. Так что в затоплении станции была не только политическая мотивация, но и банальная практическая целесообразность. Рано или поздно, стоимость поддержания работоспособности старой станции превысила бы стоимость организации новой.

Между прочим с нынешней станцией - МКС - начинаются те же самые проблемы. И, что примечательно, срок работы “Мира” и срок работы “МКС” примерно одинаков - не более двух десятков лет. Заметим, что повторение результатов в разных опытах говорит о складывающейся тенденции. То есть, мы уже можем утверждать с определенной долей уверенности, что данные проблемы начнуться и у марсианских челноков.

Что ж, до событий, показанных в сериале остается еще целых 12 лет. За этот срок вполне возможно решить определенные проблемы, как в технологическом, так и в психологическом плане. Тем не менее, я не думаю, что полная реализация проекта полноценного полета на Марс возможна в указанные сроки.

PS

Не забываем, что если Вам понравился материал, то стоит поставить “лайк”. Для меня это будет хорошим стимулом, чтобы продолжать радовать Вас подобными статьями.

Если есть что-либо высказать - комментарии открыты. Кухня - это место для общения и высказывания своих мыслей.

Ну и, спасибо за Ваше внимание!