Найти тему

Малева Наталья Ивановна

Директор МОУ СОШ № 1 г. Йошкар-Олы

Кандидат педагогических наук

Отличник народного просвещения РФ

Заслуженный учитель Республики Марий Эл

Адрес: 424008, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Петрова, д. 15

Сайт: https://school1yola.ru/

Наталья Малева: «Я просто учитель»

МОУ «СОШ № 1» города Йошкал-Олы – учебное заведение с давними традициями. Особое внимание здесь уделяется патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Об этом наш разговор с директором школы Натальей Ивановной Малевой.

Педагогический стаж Натальи Ивановны – 40 лет. Прежде чем стать директором, она получила большой опыт руководящей работы на должностях заместителя директора в двух городских лицеях. Школу № 1 возглавила в 2008 году. Под её началом работают 60 педагогов и ежегодно обучается порядка 1600 детей.

– Наталья Ивановна, ваша школа известна как одно из лучших учебных заведений республики. Расскажите, какие особенности работы есть в вашем коллективе?

Я бы хотела обратить внимание на одно направление. В этом году мы выиграли грант республики Марий Эл на конкурсе среди школ по сохранению исторической памяти о героическом подвиге народа в Великой Отечественной войне. Это для нас вполне логично, так как одним из направлений нашей инновационной площадки «Сетевое взаимодействие школьных библиотекарей как средство совершенствования информационного обеспечения учебно-воспитательного процесса» является патриотическое воспитание.

– В прошлом году у вас ведь тоже была победа в грантовом состязании?

– Да, мы тоже выиграли республиканский грант. У нас была тема «Модель информационной развивающей среды школьной библиотеки». Программа была разработана на пять лет. Исходя из неё мы сделали общеобразовательную программу воспитательного направления, которая называется «Жить – Родине служить!». Именно она стала основой для заявки на грант этого года. Наработанный опыт оказался вполне достойным победы.

– Расскажите пожалуйста подробнее о программе.

– С одной стороны это воспитательная система: методическое сопровождение идёт по героической проблематике. С другой стороны – военно-тематическая подготовка и сетевое взаимодействие, которое осуществляется через нашу библиотеку. Мы работаем сейчас не только в рамках своей школы, но и со школами города и республики, с рядом российских городов, где хорошо развито библиотечное направление. Проводим мероприятия. Например, конкурс презентационных работ «Вклад земляков в образование и просвещение Марийского края», в рамках которого ребята знакомятся с известными людьми республики. Используются такие формы работы как выставки, конкурсы, беседы, просмотр документальных фильмов об уроженцах своего края.

– А как отражена национальная тема и тема преемственности поколений?

– Обязательно проводится День марийской письменности. У нас школа двуязычная. Помимо основного русского языка все желающие могут изучить марийский язык в рамках предмета «История и культура марийского народа». Очень большое воспитательное значение имеет акция «Зажги свечу памяти». Суть акции в том, что каждый ребёнок изучает судьбы своих родственников и представляет этот материал. Зажигая свечу, рассказывает о своём герое. Можно много рассказывать отвлечённо о подвиге народа, но, когда ребёнок говорит о своих родственниках – это настоящая связь поколений. На основе собранного краеведческого и патриотического материала в школе оформлены две музейные экспозиции: этнографическая и «Аллея Славы». Кроме того, у нас хорошо развито кадетское юнармейское движение. Ребята принимают участие в военно-патриотических соревнованиях, занимая призовые места.

– Ваш коллектив – это сплочённая команда талантливых с высоким авторитетом педагогов. В чём секрет успеха?

– Секрет успеха в том, чтобы каждый день, задавая себе вопросы «А всё ли ты сделал? Доволен ли ты собой?» – отвечать на них положительно. В своё время, работая учителем, я однажды поняла, что «выросла», и нужно нечто большее. Вот отсюда родилась кандидатская диссертация, её защита и директорство. А что касается коллектива, то у нас полное взаимопонимание. Когда уважают тебя, а ты уважаешь людей и всегда помнишь, что сам был много лет учителем – это главное. И сейчас я учитель, у которого просто добавились административные функции. Никогда не надо забывать откуда ты вышел и с кем ты работаешь. Мы заботимся о педагогах, чтобы им было комфортно работать. Если руководитель придерживается этого правила и ценит людей, то и к нему относятся также. В этом и заключается успех.

Татьяна Невская