38 подписчиков

J2M "Raiden" Истребитель-перехватчикMitsubishi

Mitsubishi Raiden J2M-3 Model 21, 302 Kokutai, весна 1945 г.
Самолет «Райден» (Удар грома) был сконструирован в качестве преемника легендарного "Зеро", однако первоначалные ожидания не оправдались.

Mitsubishi Raiden J2M-3 Model 21, 302 Kokutai, весна 1945 г.

Самолет «Райден» (Удар грома) был сконструирован в качестве преемника легендарного "Зеро", однако первоначалные ожидания не оправдались. Работа над машиной шла очень долго, и когда истребитель был принят наконец на воооружение, оказалось, что он лишь ненамного превосходит своего предшественника.

Разработка самолета, осложненная техническими проблемами, продвигалась вперед крайне медленно, в первую очередь из-за того, что приоритет в работах по-прежнему отдавался совершенствованию истребителя «Зеро». Поэтому первый опытный образец перехватчика, обозначенного J2M1, впервые поднялся в воздух лишь 20 марта 1942 года.

Последующая модификация J2M2 имела новый более мощный двигатель MK4R-A 1800 л. с. Благодаря его конструкции удалось улучшить обзор из кабины, от длинного вала отказались (двигатель имел свой вентилятор охлаждения), его носовая часть стала короче. Следует отметить, что мотор MK4R-A имел индивидуальные выхлопные патрубки цилиндров и впервые в Японии был оснащен системой впрыска водно-метаноловой смеси для кратковременного повышения мощности. Вместо прежнего трехлопастного воздушного винта установили четырехлопастной. Модернизированный самолет получил обозначение J2M2 и в октябре 1942 года был принят на вооружение японского флота как «морской истребитель-перехватчик тип 2 модель 11». Тогда же ему присвоили название «Райден».

В марте 1943 года количество изготовленных «Райденов» составило всего 14 экземпляров, включая опытные образцы, еще через год их число достигло 141. Параллельно с J2M2 фирма «Мицубиси» наладила выпуск четырехпушечного J2M3, который позднее стал основным вариантом «Райдена». Фюзеляжные пулеметы сняли, а в крыле усиленной конструкции разместили четыре 20-мм пушки «тип 99» (две из них «модели 2» расположили в подкрыльевых обтекателях, а еще две «модели 1» с меньшим темпом стрельбы смонтировали непосредственно в плоскостях крыла).

В небольшом количестве выпускался J2M5, оснащенный двигателем MK4U-A «Касей» 26а с приводным трехскоростным нагнетателем. Эта модификация носила также обозначение «модель 33» и отличалась более широким фонарем кабины с улучшенным обзором. Из всех «Райденов» J2M5 был самым скоростным - на высоте 6800 м его скорость достигала 615 км/ч. Выше мощность двигателя быстро уменьшалась. Если на взлете она составляла 1820 л. с., то на высоте 7200 м мощность мотора падала до 1310 л. с. Летные испытания J2M5 начались в мае 1944 года, когда в преддверии американских воздушных налетов на Японию возросла потребность императорского флота в истребителях-перехватчиках. В связи с этим выпуск «Райденов» вновь получил необходимый приоритет.

Однако сложности с поставками сырья, отсутствие необходимых комплектующих агрегатов из-за постоянных бомбардировок японских промышленных предприятий сильно повлияли на количество выпущенных «Райденов». До конца войны фирма «Мицубиси» построила только 476 истребителей этого типа, в том числе 155 J2M2, 260 J2M3 и 34 J2M5.

Mitsubishi Raiden J2M-3 Model 21, 302 Kokutai, весна 1945 г.
Самолет «Райден» (Удар грома) был сконструирован в качестве преемника легендарного "Зеро", однако первоначалные ожидания не оправдались.-2

Mitsubishi Raiden J2M-3 Model 21, 302 Kokutai, весна 1945 г.
Самолет «Райден» (Удар грома) был сконструирован в качестве преемника легендарного "Зеро", однако первоначалные ожидания не оправдались.-3
Mitsubishi Raiden J2M-3 Model 21, 302 Kokutai, весна 1945 г.
Самолет «Райден» (Удар грома) был сконструирован в качестве преемника легендарного "Зеро", однако первоначалные ожидания не оправдались.-4