Его вокал ядовитые критики называли «блеющим вибрато» и «электрической козой». Я про Роджера Чепмена, вокалиста британской рок-группы FAMILY, ярчайшего коллектива, исполняющего прогрессивный рок, и названного некогда «новой британской сенсацией».
Сразу же замечу – не путайте с группой Принса «The Family», появившейся гораздо позднее в 80-х…
Мои постоянные читатели и подписчики знают, что львиная доля моих постов в ДЗЕНе обращена к полузабытым и малоизвестным рок-командам золотых 60-х. Так что подписывайтесь на мой канал ЮРИЙ КИСЛОВ, и не ленитесь провести пальцем по экрану вниз, или колесиком на мышке туда же: количество постов о командах той эпохи уже перевалило за сотню.
И я не собираюсь останавливаться: рок-архивы 60-х – это увлекательная тема, над которой можно поностальгировать, или сделать для себя открытие, влюбившись в ранее неизвестную вам команду.
Рок-группа FAMILY образовалась в британском городе Лестере в 1966 году, на базе ранее существующих команд «The Farinas» и «The Roaring Sixties» (собственно, это было одно и тоже).
Группа вела некую концертную деятельность, пока на нее не обратил внимание американский продюсер Ким Фоули, с помощью которого парни сделали свои первые демозаписи. Фоули, посмотрев на их прикиды (музыканты носили двухбортные костюмчики, изображая из себя гангстеров), предложил назваться FAMILY (нечто вроде МАФИЯ, только более мягче). Костюмчики вскоре сменила джинса, а название осталось…
Оригинальный состав вышел такой: Джон «Чарли» Уитни (гитара), Роджер Чепмен (вокал), Рик Греч (бас-гитара), Роб Таунсенд (барабаны). Вообще, перемен в составе команды, просуществовавшей семь лет было немало… Поэтому, по просьбе трудящихся, оглашу весь список полностью, дабы потом не заморачивать самого себя и вас, уважаемый читатель…
Текущие члены:
Роджер Чепмен - вокал, губная гармоника, тенор-саксофон, перкуссия (1966–1973, 2013 – настоящее время)
Роб Таунсенд - барабаны, перкуссия (1967–1973, 2013 – настоящее время)
Поли Палмер - клавишные, флейта, вибрафон, синтезаторы (1969–1972, 2013 – настоящее время)
Джим Креган - бас, гитары (1972–1973, 2013 – настоящее время)
Бывшие участники:
Джон "Чарли" Уитни - гитары, ситар, клавишные (1966–1973)
Джим Кинг - саксофоны, губная гармошка, свисток, фортепиано, вокал (1966–1969)
Рик Греч - бас, скрипка, виолончель, вокал (1966–1969)
Гарри Овенолл - барабаны, перкуссия (1966–1967)
Джон Вейдер - бас, гитара, скрипка (1969–1971)
Джон Веттон - бас, гитара, вокал (1971–1972)
Тони Эштон - клавишные, аккордеон, меллотрон (1972–1973)
Приглашенные музыканты:
Дэйв Мейсон - меллотрон
Ники Хопкинс - фортепиано ( на Family Entertainment)
Джордж Бруно - орган
Линда Льюис - бэк-вокал
Питер Хоуп-Эванс - губная гармошка (в It's Only a Movie)
Джефф Уайтхорн - гитара (2013)
Джон Лингвуд - ударные, перкуссия (2013)
Гэри Твигг - бас (2013)
Пол Хирш - клавишные (2013)
Ник Пейн - саксофон, губная гармошка (2013)
Свой дебютный альбом группа назвала "Music in Doll ` s House" (1968 год). Согласитесь – оригинальная обложка.
А я добавлю – музыка такая же. Альбому предшествовал сингл «Scene Through the Eye of a Lens»/«Gypsy Woman». Альбом занял 35 место в британском хит-параде, а для первого лонгплея это очень даже хорошо.
Их оценил сам Джон Пил – знаменитейший радиоведущий, который сделал для музыки тех времен ничуть не меньше, чем все продвинутые рок-группы вместе взятые, начиная от битлов, и заканчивая цеппелинами. В свое время этого эксперта даже наградили Орденом Британской Империи.
Первый альбом сразу же стал крутой заявкой команды. Аранжировки были насыщены струнными, духовыми инструментами, там звучал меллотрон (это такой электромеханический клавишный музыкальный инструмент , где звук генерируется посредством воспроизведения магнитофонных лент, по одной на каждую клавишу).
Если вкратце, то первый лонгплей FAMILY можно смело назвать предтечей арт/прогрессив-рока. Критики отметили совершенно новый подход к музыке, нетипичные аранжировки, и странный вокал Чепмена – все говорило о том, что в рок-музыке началась новая эра…
Немножко о Чепмене. Как выразился один критик, его голос «…мог убить небольшого зверька в радиусе сотни метров». При его узком диапазоне, он всё время пытался взять высокие ноты. Это ему не удавалось, но звучало это всё уникально и трогательно.
Вскоре после запуска первого альбома, группа перебирается в Лондон, где поселяется в одной коммуне, одной, так сказать, семьей. Рекомендую для прочтения книгу «Группи» Дженни Фабиан и Джонни Бирн, которые ярко и красочно описали их житье-бытие, тем более они тусовались в этом коллективе. FAMILY называют в книге «Relation».
В 1969 году выходит их второй альбом «Family Entertainment», который позднее называют классикой раннего прогрессивного рока. Там есть высококлассная композиция «The Weaver’s Answer»: альбом занимает шестое место в британском хит-параде.
Ну а далее, как и водится, группа поехала покорять Америку. Не получилось: их приняли довольно прохладно. Мнения, по поводу неудачи турне, разные. То Чепмен, выронив микрофон, чуть не убил промоутера, то Рик Греч вдруг сбежал в BLIND FAITH, то Джим Кинг достал всех своими выходками. По возвращении выгнали и Кинга (после совместного концерта с ROLLING STONES в лондонском Гайд-парке) и менеджера. Вместо Кинга в команду пришел Джон «Поли» Палмер, мультиинструменталист, владеющий клавишами, флейтой и вибрафоном. Вместо Греча пригласили Джона Вейдера (экс- THE ANIMALS ).
Далее, в 1970 году, последовал альбом «A Song For Me» - четвертое место в национальных чартах!
Далее, в этом же году - «Anyway», который разделен на две части – студийную и концертную. Лонгплей вновь в горячей десятке – седьмое место в хит-параде.
«Fearless» (1971 год), пишется уже без Джона Вейдера (его заменил Джон Уэттон). Пластинка пробивается в американские чарты (177 место). На звуковых дорожках можно услышать синтезатор: группа экспериментирует.
«Bandstand» - предпоследний альбом 1972 года: великое множество самых разных эффектов плюс духовая секция. Веттон перед этим сбегает в KING CRIMSON , и на бас-гитаре играет новичок в FAMILY – Джим Криган.
Прощальный альбом 1973 года называется «It ` s Only a Movie», где музыканты, очевидно понимая, что группа распадается, откровенно стебаются: иначе откуда этот кантри-энд-вестерн. Высказали упрек в адрес так и не признавшей их Америки?
Я специально не углубляюсь в описание альбомов FAMILY: описывать их гениальную музыку себе дороже. Музыку вообще почти невозможно описать. Их композиции – невероятная смесь блюза, фолка, психоделии, джаза, прогрессивного рока и даже элементов рок-кабаре. Звуковые полотна насыщены множеством инструментов, аранжировки сложны и необычны.
FAMILY выступали вместе с THE NICE, TEN YEARS AFTER, JETHRO TULL, их глубоко почитал Питер Гэбриэль, Ян Андересен считал, что группа была явно недооценена, поговаривают, «что Джими Хендрикс боялись следовать за ними на фестивалях».
Один рецензент описывает группу как «одну из самых диких, самых новаторских групп андерграундной рок-сцены», отмечая, что они выступили «одними из самых грубых и интенсивных выступлений на сцене в истории рока»
Они разошлись, находясь в превосходной творческой форме. Не буду писать о дальнейшей судьбе музыкантов – мы ведь договорились, что я пишу, в основном, о шестидесятых!
Новаторство и эксперименты увы, никак не вяжутся с коммерческим успехом. Это беда не одних FAMILY. Такова жизнь.
Здесь их студийная дискография (сборники, пиратские материалы и CD не в счёт):
Music in a Doll`s House (1968)
Family Entertainment (1969)
A Song for Me(1970)
Anyway (1970)
Fearless (1971)
Bandstand (1972)
BBC Radio 1 Live in Concert (1973)
It’s Only a Movie (1973)
Послушаем, посмотрим и, надеюсь, вы согласитесь со мной. FAMILY прекрасны!
Пока! На сегодня всё. До новых постов на канале ЮРИЙ КИСЛОВ. С уважением