Слышали фразу врагов любого "ненавистного режима": "Народ специально оболванивают, чтобы им легче было управлять" Даже Грефу что-то похожее приписывают. Хотя он-то как-раз либерал и враг нынешней власти, говорит другая сторона правдорубов.
Меня всегда смущала эта фраза. Как нас оболванивают? Что, библиотеки все закрыли, интернет запретили, перекрыли все информационные каналы самых разных спектров? Или что, среднее образование упало ниже плинтуса? А почему тогда дети перегружены? А как тогда не хватает бюджетных мест в тысячах ВУЗов? А откуда победители международных школьных и научных олимпиад?
Тут просто дело в выборе каждого и в позиции по отношению к своему государству (ладно, ладно, к нынешней власти). Есть люди (вы?), которым всегда всё не нравится, всё не так, всё летит в тартарары.
Однако.
Вынужден признать, что есть такая проблема. Люди в массе своей становятся глупей и поверхностей. Но это не из-за искусственного оболвания, а из-за информационного перегруза, из-за скорости жизни, из-за массового развлекательного контента.
И как раз тут процветает оболванивание. Если вы выбираете развлекаться и поглощать "массовое искусство", то вам по полной нальют в уши и покажут всю неприглядность нашего мира. У вас мир будет цветным, ярким, динамичным, но там будут сплошные убийства, интриги, секс, бабки, предательство, ложь, спасение мира, ржач и стёб по поводу и без, наркотики, преступность, безысходность, катастрофы, зомбаки и монстры. А в конце, в финале - тот супергерой, который всех спасёт. Перестреляв всех врагов и попутно разрушив полгорода. Всё просто.
И в этот придуманный мир легко внести любую нужную кому-то мысль, любую ложь, любую идею. И не надо ничего доказывать и объяснять, - главное подать красиво и вызывающе. Так, чтобы об этом говорили массы. Лучше, если только "среди своих." Это становится заманчивым. Типа, другие не понимают, но мы-то с вами... "Потому что мы - банда!" - помните? Вам дают (делают) супергероя - идите за ним. На протесты, на баррикады, на смерть. Ради справедливости, победы добра над злом.
Хотя зло и добро в этом сценарии поменяли местами. Но вам-то откуда знать, вы в иной реальности.
Догадались, о чём речь? Похоже на недавние события? Не хочу называть фамилий, просто обещал не делать этого больше.
И вот здесь у меня появилось простое решение.
Ведь правда, многие люди не виноваты в том, что их используют. Потому что их обманывают. Это в истории случается сплошь и рядом. Всю жизнь мы узнаём, что раньше мы жили совсем не так, как нам тогда казалось. История - наука вечно меняющая данные.
Поэтому, когда человек совершает политически окрашенный проступок, необходимо выяснять почему он это сделал, по каким мотивам, что он знает о фактах, о сторонах конфликта.
Выяснить, узнать, что человек многого не понимает и не знает. И тогда назначить ему в качестве досудебного наказания насильственное информирование по теме. Будь то политическая история, экономический ликбез, факты из биографий их кумиров, взаимосвязи между субъектами действий; описать возможные последствия для него самого, для семьи, для его компании, для страны. Просто нужно человека вывести из его придуманной реальности в жестокие реалии происходящего. Может, после этого и наказывать не придётся. Может, многие станут тогда настоящими борцами за правду.
Ну и, в конце концов, с образованием нужно реально что-то делать. Потому что некоторые негативно настроенные учителя и откровенно враждебные педагоги в высших учебных заведениях воспитают совершенно неадекватное население. Учебники подтасовывают и перевирают факты. "Старая гвардия" уже не сможет спасти положение. Идеология прошлого перестаёт работать, а новой нет. В правду уже перестают верить все, потому что всепроникающая ложь приучает не верить ничему. Уже факты вызывают недоверие. Вдумайтесь.
Поэтому срочно нужно менять программы гуманитарного, особенно исторического просвещения, и просто вводить принудительное образование по этим общечеловеческим и патриотическим дисциплинам. Мы должны воспитывать и выпускать не экономическую единицу, а человека, гражданина, патриота. Грамотного, видящего суть происходящего, и потому способного различать верные пути движения государства от навязанных врагами схем. Надо воспитывать человека не потребителя и наблюдателя, а Творца и Созидателя.
© Цветов Сергей, 2021