6 подписчиков

Экстерналии, и почему они очень важны?

104 прочитали

И "эффект бабочки" в экономике.

И "эффект бабочки" в экономике.

Экстерналии, в переводе на русский, означают буквально "внешние эффекты", то есть те эффекты, которые образуются в ходе происшествий с нами не связанными, но в конце концов оказывающих влияние именно на нас. Приведу пример. Был построен завод недалеко от города, завод выпускает свою продукцию и обеспечивает город рабочими местами. Но жители теперь дышат грязным воздухом, получают ли жители выгоду от грязного воздуха? - скорее всего нет. Такой эффект будет называться отрицательной экстерналией.

Но также существуют и положительные экстерналии. Классический пример - два соседа, пчеловод и садовник. Пчеловоду выгодно от того, что его сосед выращивает разные цветы, тем самым обеспечивая его пчел качественной едой. Садовнику тоже выгодно, ведь его цветы активно опыляются пчелами соседа пчеловода. Возможно, оба соседа никогда и не задумывались об этом эффекте, ведь указанная польза для каждого соседа не является результатом работы каждого отдельного соседа - пчеловоду пользу приносят цветы садовника, а садовнику пчелу пчеловода. Таким образом получается положительная экстерналия.

Следует назвать и ещё один интересный пример. Человек покупает сотовый телефон - и это выгодно всем остальным пользователям сотовых телефонов. Почему? А очень просто, во первых теперь всем проще позвонить приобрёвшему телефон товарищу, а во вторых - увеличилась аудитория сотовых телефонов, то есть людям не имеющих ещё сотовых, таковые покажутся ещё более выгодными, ведь ими пользуются все больше и больше людей. Такой эффект называется сетевой экстерналией.

Этот же эффект можно проиллюстрировать и на другом примере. Возможно, вы замечали такой случай, существует социальная сеть Вконтакте, существует социальная сеть Фейсбук. Что из них более функционально и удобнее? Безусловно - Вконтакте, больший функционал, все удобно, красиво, Фейсбук в этом плане абсолютный "инвалид". Однако аудитория Фейсбука в десятки раз превышает аудиторию ВК - почему? Ответ парадоксален - потому что в Фейсбуке просто больше аудитория, а следовательно среднему пользователю выгоднее завести аккаунт в фейсбуке, где есть все его кумиры и уважаемые им люди, чем в ВК, хоть и в десятки раз более удобном.

Экстерналии являются важным разделом микро и макро экономики, этот эффект изучается в профиле влияния самых разных, даже самых неожиданных факторов на благосостояние общества, в последующих статьях я разберу этот эффект с более практичной стороны. А пока - спасибо за прочтение моей статьи.

Не было гвоздя -
Подкова пропала.
Не было подковы -
Лошадь захромала.
Лошадь захромала -
Командир убит.
Конница разбита -
Армия бежит.
Враг вступает в город,
Пленных не щадя,
Оттого, что в кузнице
Не было гвоздя.