182 подписчика

Как Леонид Андреев превратил святого Лазаря в зомби

308 прочитали
Илья Репин. Портрет Леонида Андреева
Илья Репин. Портрет Леонида Андреева

Писание

Лазарь из Фивании или Лазарь четверодневный – известный персонаж христианского мира. В Евангелии от Иоанна рассказывается о чудесном воскрешении Христом Лазаря, брата Марфы и Марии, на четвертые сутки после смерти.

Лазарь Четверодневный. Икона
Лазарь Четверодневный. Икона

Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.
И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.
Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него.
(Евангелие от Иоанна, гл. 11)
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря

Дальнейшая судьба Лазаря в католицизме и православии описывается по-разному.

В поздних греческих преданиях Лазарь после начавшихся гонений на Иерусалимскую церковь оказался на Кипре и прожил там до самой смерти как епископ Китийский.

По версии католиков воскресший Лазарь отправился в Марсель. Его сопровождали Марфа и Мария Магдалина. Лазарь стал первым епископом Марселя.

«Елеазар»

Леонид Андреев представляет в повести «Елеазар» (1906 г.) свою версию евангелийских сказаний. Он сразу начинает повествование с возвращения воскресшего Елеазара (Лазаря) домой.

Когда Елеазар вышел из могилы, где три дня и три ночи находился он под загадочною властию смерти, и живым возвратился в свое жилище, в нем долго не замечали тех зловещих странностей, которые со временем сделали страшным самое имя его.

Внешне он изменился до неузнаваемости:

На висках Елеазара, под его глазами и во впадинах щек лежала густая землистая синева; так же землисто-сини были длинные пальцы рук, и у выросших в могиле ногтей синева становилась багровой и темной. Кое-где на губах и на теле лопнула кожа, вздувшаяся в могиле, и на этих местах оставались тонкие, красноватые трещинки, блестящие, точно покрытые прозрачной слюдой. И тучен он стал. Раздутое в могиле тело сохранило эти чудовищные размеры, эти страшные выпуклости, за которыми чувствуется зловонная влага разложения. Но трупный, тяжелый запах, которым были пропитаны погребальные одежды Елеазара и, казалось, самое тело его, вскоре исчез совершенно, а через некоторое время смягчилась синева рук и лица и загладились красноватые трещинки кожи, хотя совсем они никогда не исчезли. С таким лицом предстал он людям во второй своей жизни…

Митр. Стефан (Линицкий). Иллюстрация к "Елеазару"
Митр. Стефан (Линицкий). Иллюстрация к "Елеазару"

Изменился и его «нрав». Когда-то веселый, общительный и приветливый Елеазар стал молчалив, мрачен. Если раньше он шутил и вселился, то теперь стал произносить только самые простые слова, без «содержания и глубины». Кажется, Елеазар что-то узнал за три дня, проведенных в загробном мире. Мы сразу понимаем, что перед нами подобие зомби.

В итоге Елеазар остается один в своем доме, среди пустыни, выходит каждый день «греться» под палящее солнце и в час заката уходит в пустыню, пытаясь догнать светило. От всего повествования веет могильным холодом. Скорее всего, холод не отпускает и Елеазара.

Все, кто приходит посмотреть на воскресшего, «заражаются» заражаются от его взгляда, становятся такими же зомби – без чувств, желаний и человеческой речи. И только «божественный» император Август, думая о своем народе, смог противостоять черному взгляду Елеазара и велел выжечь раскаленным железом ему глаза.

Как слепой Елеазар закончил «жизнь после смерти», мы можем только предположить. Однажды святой зомби уходит «в закат» и больше не возвращается.

Чем не сюжет для очередного фильма о зомби-апокалипсисе? Получается, Андреев опередил свое время и создал блокбастер «серебряного века».

Ставьте "лайк", если понравилась публикация!

Как вы относитесь к авторским интерпретациям Святого Писания?