Найти тему
Ножи ручной работы

Як-23 УТИ (Встреча со старым другом)

В "Музее техники В. Задорожного" есть один экспонат, история появления которого интересна тем, что он возник там как бы случайно. В свое время ОКБ им. А.С. Яковлева передало в музей все самолеты из своего музея , находящегося на Ленинградском проспекте на территории ОКБ. Экспонаты были перевезены в музей на Ильнском щоссе, который еще строился и находились в разобранном состоянии в ангаре на временном хранении, до момента окончания строительства здания и установки их для экспозиции.

  АИР  ( Александр Иванович Рыков)
АИР ( Александр Иванович Рыков)

Это были АИР, УТ-1, УТ-2, Як-3, Як-11, Як-18, Як-15 и другие самолеты. Все они имели формуляры, где рукой техника были сделаны записи об обслуживании машины, ее налёте, летчике совершавшем полет на ней. Это были настоящие, заслуженные аппараты, чувствовавшие воздух под своими плоскостями. Кроме этих машин, руководство ОКБ разрешило взять в экспозицию музея и самолеты Як-25 и Як-28, хранившиеся в ангарах на Кубинке, где в свое время был их аэродром.

В это время я работал в музее и мне поручили сьездить на Кубинку и ознакомиться на месте, что там находится, в каком состоянии и как это возможно перевезти в музей. Дорога заняла пару часов и вот я у ворот базы. Добротные ангары находились на территории , куда доступ был разрешен только по пропускам. Правда дорога к ангарам заросла березками и осинами толщиной в руку и это говорило о том, что к зданиям не подходили долгое, долгое время. Сопровождавший нас инженер из ОКБ подтвердил , что ангары не вскрывались больше десятка лет. И действительно, открыв самый большой я увидел два самолета - Як-25 и Як-28.

Як-25 уже в музее
Як-25 уже в музее
 Як-28
Як-28

Они были в отличном состоянии, в пыли конечно, но остекление кабин не нарушено, приборы целы, крылья и элементы фюзеляжа аккуратно сложены. Пока добирались и открывали другие ангары меня заинтересовал серебристый фюзеляж самолета, находившегося в осиннике метрах в десяти. Пробравшись туда увидел то, что осталось от одного из первых самолетов вертикального взлета и посадки, быть может и первого Як-36,

Як-36, один из первых. А может я его и видел на Кубинке.
Як-36, один из первых. А может я его и видел на Кубинке.

который демонстрировался в Тушино в 60 х годах. Сквозь корпус проросли деревья безжалостно разодрав алюминий, крылья отсутствовали. Это все что осталось от аппарата когда-то поднимавшегося в воздух. Тем временем заглянув в один из ангаров обнаружили самолет неизвестный мне. Это был один из серии Яковлева, но я, знавший почти все его конструкции не смог сразу узнать тип. Только по фотографиям уже в музее определили что это был Як-23 УТИ ( спарка ). Самолет довольно редкий и то что он хранился на базе ОКБ , и в довольно хорошем состоянии, было неожиданностью даже для руководства бюро.

Приборы в кабине Як-23, все цело и краска родная.
Приборы в кабине Як-23, все цело и краска родная.

О нем просто забыли. И это был если не последний, то один из последних экземпляров Як-23 находящихся в Советском союзе.

  Такой Як-23УТИ   (спарка)   стоит в музее сейчас
Такой Як-23УТИ (спарка) стоит в музее сейчас

Один из 310 самолетов стоявших на вооружении с 1949 по 1953 года прошлого столетия. Ими были вооружены насколько полков
Северокавказкого и Приволжского военных округов. С июля 1950 года начался экспорт Як-23 в в соц. страны Восточной Европы, а в следующем году их стали заменять на МиГ-15. К 1953 году в строю не осталось ни одного самолета этого типа. Вот так этот самолет оказался в экспозиции музея техники.

А теперь главное о чем я хотел рассказать. 12 апреля 2008 года музей официально открыл свои двери. Было приглашено много гостей и среди них было два пожилых человека, в прошло летчики с внушительными орденскими планками на груди. Они как то выделялись среди общей массы приглашенный своей основательностью и неторопливостью. Их больше интересовали летательные аппараты. Я подошел к ним, познакомился и предложил рассказать об экспозиции. Мы вошли в здание музея и тут один из них замер, устремив взгляд на Як-23, стоящий почти напротив входа, а потом устремился к нему. Он подошел к самолету, нежно, как мне показалось, прикоснулся и погладил крыло, обнял фюзеляж, приник к корпусу и так застыл. Его товарищ тронул меня рукой - не мешай , он встретился с юностью, - сказал его взгляд.

Як-23 сразу после установки в музее в 2008г
Як-23 сразу после установки в музее в 2008г

Оказалось, что в 50 х годах он служил в одном из полков вооруженных этими самолетами и летал на них. Может быть даже на этом, так как СПАРОК было мало и их использовали для обучению пилотирования и контроля подготовки летчиков после длительного перерыва, отпуска например. Да, это было встреча с молодостью и мы не мешали ему. Длилось это несколько минут. Он вернулся к нам, помолодевший, расправив плечи и сказал, что действительно летал на таком и это была встреча с другом после долгой разлуки. Я уже не помню как их звали, этих старых летчиков, жаль не записал, но эта встреча с самолетом, СТАРЫМ ДРУГОМ , стоит перед глазами.

Вот таким я запомнил 12 апреля 2008 года, день открытия музея техники.

Вот так. История.

Подписывайтесь, Жду комментариев.