"Заседания на Кафедре Истории и Обществознания жду всегда с нетерпением. Там всегда можно узнать что-то новое, о давно знакомом" - такие слова часто говорит Татьяна Ивановна Савченко!
💥 Так о чем же "новом и о давно знакомом" рассуждают и находят на заседаниях КИО? Читайте статью Татьяны Ивановны Савченко (активного педсоветовца)
автор: Татьяна Ивановна Савченко
Заседания на кафедре истории и обществознания жду всегда с нетерпением. Там всегда можно узнать что-то новое, о давно знакомом.
Ряд заседаний кафедры были посвящены написанию мини-сочинений по обществознанию.
ведущий заседания — Татьяна Ивановна Савченко
Не один год выпускники пишут мини-сочинение по обществознанию, ни один год педагоги готовят их к этому заданию. Каждый это делает по своему, но цель у всех – научить, помочь разобраться и заложить основу успеха на ЕГЭ .
При обсуждении темы каждый делился своими наработками, идеями, своими проблемами . И это помогает перестроить свою работу, упростить методы, подходить к работе с выпускниками дифференцировано.
Еще на этапе подготовки мы сталкиваемся с тем, что:
— дети не внимательно читают задания,
— не понимают то, о чем они пишут,
— путают термины и понятия,
— у них не хватает знаний по выбранной теме
— и они используют заготовки из интернета.
Как убедить выпускников не зубрить, а постараться разобраться в теме.
Не один год выпускники пишут мини-сочинение по обществознанию, ни один год педагоги готовят их к этому заданию. Каждый это делает по своему, но цель у всех – научить, помочь разобраться и заложить основу успеха на ЕГЭ .
При обсуждении темы каждый делился своими наработками, идеями, своими проблемами . И это помогает перестроить свою работу, упростить методы, подходить к работе с выпускниками дифференцировано.
Еще на этапе подготовки мы сталкиваемся с тем, что:
— дети не внимательно читают задания,
— не понимают то, о чем они пишут,
— путают термины и понятия,
— у них не хватает знаний по выбранной теме
— и они используют заготовки из интернета.
Как убедить выпускников не зубрить, а постараться разобраться в теме.
Для любого, кто начинает серьезную подготовку к ЕГЭ по обществознанию мини сочинение очень важно написать на максимально высокие баллы. Какая же тематика наиболее выигрышна на первом этапе подготовки: знакомство со структурой, с критериями и первыми «пробами пера»?
На мой взгляд, блок : «Социология» и «Социальная психология» для этого подходит лучше всего .
Эта тематика наиболее близка и понятна выпускникам, связана с их личным социальным опытом, социальной практикой.
Надо отметить, что именно высказывания из этого блока наиболее часто выбираются выпускниками на едином государственном экзамене .
Еще одна проблема (на мой взгляд) возникает на заключительном этапе подготовки: как повторить за короткий промежуток времени объемный материал, да еще не запутаться в нем, а нам, учителям, хочется дать своим ученикам какие-то ориентиры.
И в первом и во втором случае можно использовать обзор наиболее часто встречающихся тем сочинений.
Для этого можно составить таблицу, в которой к ключевому понятию подобрать несколько тем сочинений.
Внимательное прочтение предлагаемых тем приводит выпускника к мысли о том, что базовым понятием для представленных высказываний является понятие «социализация» :
— «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество » (В. Г. Белинский).
— «Личностью не родятся, личностью становятся » (А. Н. Леонтьев).
— «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть » (К. А. Гельвеций).
Выбрав одно из приведённых высказываний в качестве темы для написания сочинения, мы формулируем проблему/идею — становление личности, социализация индивида, роль и значение в этом процессе природных факторов, врождённых качеств и факторов социальных, связанных с воздействием общества на человека .
Раскрывая тему, останавливаемся на характеристике социализации как процесса освоения индивидом опыта, способов взаимодействия с обществом, усвоения ценностных установок, знаний, практических и познавательных умений. Человек при рождении представляет собой индивид — единичного и типичного представителя человеческого рода, наделённого задатками, врождёнными биологическими основами для формирования способностей. Рассказывая о социализации индивида, останавливаемся на первичной стадии этого процесса , осуществляющейся в первые годы человеческой жизни, в детстве, доминирующем влиянии такого агента социализации, как семья . Показываем роль деятельности в процессе формирования личностных качеств . Помимо семьи, важнейшими институтами социализации являются образование, профессиональная деятельность, общественная активность, культурная среда . Рассказывая о воздействии этих факторов, приводим характеристику вторичной социализации, её особенностей, расширения спектра социальных ролей, выбора самим социализирующимся субъектом направлений и агентов социализации .
Подбирая примеры к теме , можно обратиться к конкретным ситуациям, иллюстрирующим развитие человеческих способностей и качеств, представить литературные образы, допустим, становление личности героев произведений русской классической литературы (JI. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев и т. д.).
При раскрытии темы уместно написать об особенностях социализации подростков, молодёжи в современном обществе, влиянии компьютерной революции, сетевого мира, социальных сообществ , в которых участвуют современные подростки.
Подобные темы весьма комфортны для представления личного опыта и личной социальной практики выпускника. Можно остановиться на том, какое влияние оказала на личностные качества семья, школа, малый социум.
На ЕГЭ по обществознанию в задании 29 (мини-сочинение) 2021 года еще сохраняется отработанная модель данного задания. И ее детальная проработка через блоки предлагаемых тем, создает для учителя и репетитора залог не только успешного мини сочинения на ЕГЭ , но и возможности перестройки методики подготовки выпускников следующих поколений , начиная с 2022 года (именно с этого года разработчики КИМов предлагают разнообразить и расширить модели заданий, в том числе и мини сочинения).
Приглашаем вас к активному сотрудничеству с КИО! Варианты участия в наших заседаниях и вебинарах смотрите здесь: https://vk.com/@school4teachers-varianty-uchastiya-v-zanyatiyah-kafedry-istorii-i-obschestvo