3,7K подписчиков

Молодой костромич подарил вторую жизнь легендарной «инвалидке»

Чудо советского автопрома не просто ездит по улицам – но и помогает своему хозяину в работе. Что толкнуло 25-летнего парня обзавестись раритетной машиной – в материале ГТРК «Кострома».

Чудо советского автопрома не просто ездит по улицам – но и помогает своему хозяину в работе. Что толкнуло 25-летнего парня обзавестись раритетной машиной – в материале ГТРК «Кострома».

Несколько недель назад в популярных городских интернет-сообществах стали появляться записи, на которых весьма непривычная глазу современного городского жителя двухместная машинка – известная в 70-е – 90-е как «инвалидка» – бодро рассекает просторы заснеженных костромских улиц. Уже тогда пользователи соцсетей в равной степени и удивились, и восхитились подобным раритетом:

«Инвалидка» – мечта каждого советского подростка! Приятно, что ездит такой раритет»...
«Видел данный аппарат с молодыми ребятами внутри, и аж гордость взяла! Молодцы, молодёжь!»

Найти хозяина «синей фурии» благодаря тем же соцсетям оказалось нетрудно. Им оказался 25-летний костромич по имени Михаил . Он любезно согласился ответить на вопросы корреспондента ГТРК «Кострома» – и его история оказалась весьма любопытной.

Михаил, первый вопрос, который возникает, едва видишь «инвалидку», один. Всё ли в порядке со здоровьем у водителя?

- Со здоровьем всё отлично. Руки-ноги на месте. Просто давно заинтересовала эта машина – и вот мечта исполнилась. Теперь владею сам.

Почему «инвалидка»? А не условная «копейка» или «Запорожец»?

- На самом деле, я заядлый мотоциклист. Летом езжу на байках – в последнее время на китайской технике. Зимой, сами понимаете, на двух колёсах не покатаешься. Правами категории «Б», так вышло, я до сих пор не обзавёлся. А на «инвалидку» достаточно мотоциклетных, «А» . Она по документам так и называется правильно – «мотоколяска».

То есть в какой-то мере, ты приобрёл её ради «крыши над головой»?

- Ну… (смеётся) Можно сказать и так!

Для справки: СМЗ С-3Д («инвалидка», мотоколяска) – двухместный четырёхколёсный автомобиль Серпуховского автозавода (СМЗ/СеАЗ). Производился с 1970 по 1997 год. Распространялся в СССР через органы соцобеспечения среди инвалидов различных категорий и был оборудован ручным управлением. Масса без нагрузки – 498 кг. Двигатель – мотоциклетного типа, одноцилиндровый, карбюраторный двухтактный, модели «Иж-Планета». Мощность – 12-14 л.с., объём – 346 куб.см.

Расскажи, как она у тебя появилась?

- Нынешняя «инвалидка» у меня не первая. Первой была другая – красная . Купил я её ещё три года назад, но без документов. Как ни пытался восстановить и поставить на учёт – не удалось. В итоге старую продал, и пришлось искать другую.

Чудо советского автопрома не просто ездит по улицам – но и помогает своему хозяину в работе. Что толкнуло 25-летнего парня обзавестись раритетной машиной – в материале ГТРК «Кострома».-2

Где нашёл – в Костроме?

- Нет, в Костроме, сколько ни искал, всё не подходило. Была одна с документами, зелёная, но уже сильно «потрёпанная», с подгнившим днищем и кузовом. В итоге в начале января нашёл эту самую, синюю. Была она в Ярославской области, в Переславле .

Про прежнего хозяина что-то знаешь?

- Хозяин – как и у многих таких машин – был старенький дедушка. Ухаживал он за машиной хорошо – но давным-давно не ездил, уже больше 20 лет. Так и стояла она у него на пеньках в гараже, 1994 года выпуска, с пробегом всего 4 тысячи километров. По кузову – идеальная.

Раз столько времени стояла – пришлось «реанимировать»?

- Главной проблемой, на самом деле, было доставить её в Кострому. Попросил о помощи друга на грузовой «Газели». Машинка маленькая, поместилась в кузов. Когда привезли в Кострому, возникла другая проблема – как вытащить? Не сбрасывать же вниз (смеётся). Тут начались приключения. Дело было поздно вечером, и мы поехали на парковку одного из торговых центров. Там взяли деревянные «плоты», на которых на склад привозят коробки с грузами – и худо-бедно по ним скатили наш аппарат на землю.

Чудо советского автопрома не просто ездит по улицам – но и помогает своему хозяину в работе. Что толкнуло 25-летнего парня обзавестись раритетной машиной – в материале ГТРК «Кострома».-3

Много вложил, чтобы ездить без помощи «Газели»?

- На самом деле, нет. Залил все технические жидкости – масло в двигатель, в коробку, «тормозуху». С тормозной системой больше всего работал. Свечи менял. В карбюратор не лез: как говорится, техника советская – зачем трогать то, что и так работает? Всего получилось… Купил за 40 тысяч – и ещё около 10 вложил. Могло быть и больше.

С постановкой на учёт проблем не возникло?

- По документам всё было хорошо. Но начались другие «приключения». Оказалось, что в Костроме нет организаций, где можно пройти техосмотр подобной техники . Которая одновременно и мото-, и четырёхколёсная. Как я узнал, сделать это поблизости можно было в двух других городах – Ярославле и Судиславле.

Куда поехал? В Судиславль – где ближе?

- Да. И ближе, и дорогу знаю лучше. И, случись что с машиной, было у кого в Судиславле её оставить. Но к счастью, всё обошлось. Один раз только встал на дороге – залило свечу. В остальном свою первую дальнюю поездку – 120 километров в обе стороны – машина пережила достойно . И техосмотр прошла.

Что теперь? Ездишь каждый день?

- Почти. Машина, кстати, оказалась очень подходящая для нашей зимы . Дно идеально гладкое, по сугробам «плывёт», ни за что не цепляется. А ещё лёгкая. Где завязла – буквально – взял, поднял с любой стороны – вот и выбрался. Багажник, кстати, большой. Провожал девушку до вокзала – два чемодана 60-литровых без проблем убралось.

Но и минусы какие-то есть?

- Конечно, не без этого. Главный минус – управление. От обычной машины отличается как небо и земля. Рычаг сцепления – на руле, передачи переключаешь другим. Тормоз – тоже с руки, справа. Особенно на пригорках, чтобы не скатиться, тяжело совладать: механизм очень некомфортный. Я долго привыкал, даже и сейчас, можно сказать, до конца не освоился. Не знаю, как вообще инвалиды ей управляли – неудобно. Но езжу я аккуратно. Да и вообще она больше 60 км/ч не разгоняется. Поэтому никаких инцидентов не было.

Из минусов – управление, и всё?

- Ну, безопасность здесь тоже, конечно, символическая. Ни подушек, ни даже ремней – ничего нет. С развесовкой, уж если «придираться», есть дисбаланс – передок слишком лёгкий. Да и, на самом деле, она не такая уж и экономичная, как можно подумать. По крайней мере, зимой. Это только кажется – 14 лошадок, 350 кубиков. А только одна печка здесь такая мощная, что «ест» литр бензина в час. Когда на ней работал в морозы – не очень-то дёшево выходило. Ну как? Примерно так же, как и мотоцикл (смеётся). Зато тепло!

А «работал» на ней – ты говоришь – кем? Таксовал?

- Нет. Мог бы и таксовать, конечно, но машина двухместная – не каждому подойдёт. Я подрабатываю курьером, развожу товары по заказу.

Курьер – основная работа?

- Нет, занимаюсь в основном отделочными работами. Ну, и в технике соображаю, мотоциклы в гараже перебираю. Хотя по образованию я вообще повар – но вот так вышло.

Ты парень молодой. Друзья как-то тебя «троллили» по поводу твоей новой машины?

- Да нет, даже наоборот. И друзья, и девушка – все в восторге. Главное, что техника необычная. И ездит. Бывает, спрашивают: «Как там твой «спорткар на минималках»? Ну, и в шутку предлагали надпись рядом с выхлопной трубой наклеить: «Хочешь «Ламборгини» – надуй! ». А вообще, отзывы только добрые и позитивные.

На улицах «ловишь» на себе чужие взгляды?

- Да, конечно. Сигналят, показывают большой палец. Вон, опять же, в соцсетях под фотографиями комментарии читал – всем нравится. Был случай: шла компания ребят-младшеклассников. И один из мальчишек стал показывать друзьям – мол, смотрите, «Запорожец», классная машина! Я говорю: «Нет, парни, это не «Запорожец». Рассказал, что за машина. Слушали с открытыми ртами – теперь будут знать (смеётся).

Почему отказался? Ну, кроме чисто «практического» вопроса с мотоправами?

- Не знаю, трудно сказать. Душа у меня лежит к такой технике. Сейчас уже думаю, что в ней можно усовершенствовать. Колёса можно новые поставить. «Родные» здесь 10-го диаметра, можно бы и покрупнее. От «Форда Фиесты», например, по всем параметрам подходят. Если внешний вид не испортят, может быть, поменяю. Подвеску тоже можно слегка улучшить, кое-какие детали от «десяток» сгодятся. Но «занижать» машину, как многие сейчас делают, или чем-то дополнительно «обвешивать» – не хочу. Хочу оставить её в максимально заводском виде.

В выставках автораритета не планируешь участвовать?

- Пока нет – но кто знает, что будет дальше. Время покажет. Пока езжу для себя, не для «смотров». Всё нравится.

Что посоветуешь своим потенциальным «последователям» – кто хочет разжиться советским автопромом?

- Не бояться. Главное – желание. Если есть желание чем-то заняться, во что-то вкладываться – и силами, и денежно, в том числе – надо это делать. Мотивация появится. Мотоколяска, как у меня, насколько я знаю, в Костроме всего одна. И меня это ничуть не смущает. В конце концов – всегда можно спросить «совета» на форумах или в обзорах в Интернете. Главное – начать. И это, кстати, не только автотехники касается.