Найти тему

Русский одноразовый "авианосец" ХIХ века

Беляна
Беляна

Лет 200-300 назад народному хозяйству железа нужно было меньше чем сейчас, а дерева больше. Но не везде это дерево было - в Нижегородской губернии, например, деревьев было завались, а в Астрахани, скажем, совсем не было. И нужно было это дерево в огромных количествах переправить оттуда сюда.

И как вы думаете сплавляли лес лет 200-300 назад?

Вы не поверите - из этого леса строили огромные ОДНОРАЗОВЫЕ суда размером с современный авианосец и пускали вниз по Волге.

Такие суда назывались "белянами"и представляли из себя плоскодонку, особо хитрым образом нагруженную обработанным, "белым" лесом. Они достигали размеров: в длину до 120 м, в ширину до 30 м, грузоподъёмность - до 10 тысяч тонн. На верхней палубе строились избы для работников, владельца или его приказчика, а также вышка для лоцмана.

Это же небольшой, но океанский лайнер!

Беляна начала ХХ века
Беляна начала ХХ века

И вот этот лайнер был одноразовым.

Он один раз спускался с верховьев (Ветлуга, Кама) вниз по Волге и дальше Астрахани не ходил. В конце пути он разбирался весь, до основания. Здесь владелец продавал весь лес, что остался, оснастку, верёвки, паклю... даже две избушки для команды продавались целиком.

-3

Но как же управлялся этот дредноут?

Парусов практически нет, а мели и всякие изгибы на реке есть. У современных комментаторов тут бывают непонятки.

Практически все пишут что были якоря (ну это понятно). Для остановки - два становых двулапых якоря, в 100-120 пудов каждый, а для «рыска» или отвода судна в какую-либо сторону – рысковой якорь в 25-35 пудов. Последний в завозне (лодке) отвозился в ту сторону, куда следовало оттащить беляну.

Были рули - это такие вёсла размером с ворота, свисающие с носа и кормы и поворачивающиеся при помощи длинных брёвен. Но для того чтобы руль работал, он должен обтекаться водой, то есть судно должно плыть или быстрее или медленнее окружающей воды. Быстрее оно плыть не может (парусов и мотора нет), значит оно должно плыть медленнее, то есть тормозиться о дно.

И вот тут начинаются непонятки. Все пишут, что были и рули и некие "лоты". Многие комментаторы этими лотами называют именно рули . Но на самом деле лоты - это такие грузила, чугунные отливки в 200-300 пудов (3 - 5 тонн) пирамидальной или овальной формы с ухом («серьгой») в суженном верхнем конце.

Лот сбрасывался с носа или кормы (это как посмотреть) беляны и волочился по дну. Он тормозил её движение и этим позволяя работать рулю. Для лучшего управления лотов могло быть несколько.

Пишут, что беляна плыла задом наперёд, но по-моему это необязательно - что тут называть передом, а что задом?

-4

Рабочих на “беляне” было от 15 до 35 человек, а на самых больших от 60 до 80. Многие из них работали на помпах, которые откачивали воду из корпуса, причем таких помп было 10-12 штук, поскольку корпус “беляны” всегда понемногу протекал.

Особого расцвета строительство белян на Волге достигло в середине XIX века в связи с началом массового пароходного движения. Поскольку пароходы (а было их около 500 штук) в то время ходили на дровах , то нетрудно себе представить, какое огромное количество леса требовал весь этот флот.

Дрова завозились в волжские порты исключительно на белянах и только постепенно, в связи с переходом на нефть, спрос на дрова на Волге упал. Тем не менее, даже в конце XIX века беляны продолжали строить до 150 штук ежегодно.