27.02.2021 • Даниил Денисов , журналист
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, выступая 19 февраля на завершившемся виртуальном заседании Мюнхенской конференции по безопасности, изложил масштабную повестку дня «НАТО-2030», говоря о будущем Североатлантического союза.
«Сейчас у нас есть историческая возможность построить более сильный Североатлантический союз, восстановить доверие и укрепить наше единство – Европа и Северная Америка, работающие вместе в НАТО в духе стратегической солидарности», - сказал Столтенберг, перечисляя в числе угроз для Блока «дестабилизирующее поведение России» и призывая «расширить подход к безопасности».
Оценивая изменения в отношениях России и НАТО в условиях принятия Альянсом обновлённой стратегической концепции, российские эксперты считают, что наступает возобновление периода длительного противостояния , где Россия и Китай обозначены «главными противниками НАТО» в новой холодной или гибридной войне. При этом в натовском определении Китай обозначается как скорее «соперник», а Россия – как «прямая угроза в ближайшие 10 лет».
Перечисляя основные направления новой военной стратегии коллективного Запада против Российской Федерации, проректор Дипломатической академии МИД России Олег Иванов считает, что особое внимание будет и дальше уделяться, в том числе региону Черного моря, где интенсифицировались провокационные действия ВМС и ВВС НАТО с использованием военной инфраструктуры прибрежных государств-членов и так называемых «союзников альянса».
В этой связи российские эксперты подчёркивают чрезвычайную важность усиления военно-морской группировки РФ в Черном море в качестве сдерживающих мер в складывающихся обстоятельствах несоизмеримого военного потенциала России и НАТО, а также «фактор наличия у нас тактического ядерного оружия и готовности его применить в случае необходимости».
Ранее в пресс-службе Шестого флота США сообщили, что американские и турецкие корабли при поддержке двух турецких истребителей F-16 провели 9 февраля в Черном море совместные учения, предусматривающие поиск и обнаружение подводной лодки условного противника. В них приняли участие американские эсминцы «Портер» и «Дональд Кук», морской патрульный самолёт «Посейдон», турецкие фрегаты «Оручреис» и «Тургутреис», два истребителя F-16 и самолёт-разведчик.
Американские военные корабли, в том числе «Дональд Кук», регулярно заходят в Черное море, патрулируя его обычно в течение двух третей года. 28 января сообщалось, что ракетный эсминец «Портер» движется через проливы в Черное море для участия в совместных с ВМС Украины учениях. До этого, в ноябре прошлого и в начале нынешнего года американские эсминцы с управляемым ракетным оружием на борту направлялись в Черноморский регион, чтобы осуществлять там патрулирование и оказывать «поддержку партнёрам по НАТО». Кроме этого, ВВС Испании развернули на Черноморской авиабазе «Михаил Когэлничану» недалеко от Констанцы в Румынии шесть истребителей для осуществления миссии НАТО по патрулированию воздушного пространства совместно с ВВС Румынии. Эта авиабаза, являясь ключевой платформой НАТО в регионе для обеспечения доступа и проецирования силы, обеспечивает американское присутствие в Румынии, Болгарии, Молдавии, Украине и Грузии.
Официальный представитель НАТО Оана Лунгеску, объясняя и приветствуя «увеличение оборонительного присутствия в регионе», заявила : «Черное море имеет стратегическое значение для НАТО. Три союзника – Болгария, Румыния и Турция – являются прибрежными государствами, а Грузия и Украина – близкими партнёрами».
Специалисты влиятельного американского Центра анализа европейской политики (СЕРА) призывают НАТО существенно пересмотреть свою стратегию близ границ России, учитывая размещение новых баз, ракет и кораблей в Черном море.
Основная стратегическая идея для восточного фланга НАТО описана в недавно выпущенном аналитическом докладе Центра «Один фланг, одна угроза, одно присутствие», где предлагается наибольшее внимание обратить на «большой» Черноморский регион – территорию Западных Балкан, Восточное Средиземноморье и Южный Кавказ (Закавказье).
Авторы доклада, признавая, что НАТО «фактически отдаёт инициативу в Черноморском регионе России», настаивают на необходимости поднятия приоритета этого направления, обеспечивая нахождение Черного моря в «центре геостратегической карты НАТО».
Авторы доклада утверждают, что «Черноморский флот является наиболее оперативно и тактически способным из четырёх основных российских флотов»,а Россия использует его «как платформу для своих военных операций» на Ближнем Востоке, в Восточном Средиземноморье, на Кавказе и на Балканах. Это, по мнению авторов доклада, предусматривает создание оперативного коридора для перемещения вооруженных сил РФ между Каспийским, Азовским, Черным и Адриатическим морями, что «представляет собой прямую угрозу американским интересам».
Превращение Россией Крыма в вооруженную крепость – «Калининград на Юге» - и усиление её Черноморского флота сместили региональный баланс сил в пользу Москвы, отмечают американские аналитики.
В случае конфликта, НАТО будет стремиться к «быстрому установлению контроля над морем» - осуществления «всего спектра операций, на которые она способна в пределах и из этого района», путём доминирования над подводными, воздушными и электронными доменами.
При правильной интеграции и подготовке в большом регионе, призывают авторы доклада, НАТО получит возможность добиться «отказа в море», не позволяющему Черноморскому флоту России использовать определённые участки моря для своих целей. Одновременно, эффективное противодействие Черноморскому флоту потребует применение некоторых аспектов жесткой силы: противокорабельные системы, увеличение систем ПВО и ПРО, использование морских беспилотных систем БПЛА и штурмовой авиации, организация объединённой штаб-квартиры в регионе и создание многонационального разведывательного центра в регионе Черного моря.
«Хотя периодическое патрулирование НАТО и отдельных стран-союзников важно, НАТО необходим последовательный подход к постоянному морскому присутствию в Черноморском регионе. НАТО должна рассмотреть пути превращения периодического патрулирования Черного моря в штатную Черноморскую полицейскую деятельность ( BSMP ), работающую 365 дней в году», - призывают аналитики Альянса.
Сам Блок должен «поддерживать адекватные обычные и ядерные военные возможности, сохраняя необходимую гибкость для отражения агрессии против альянса, в особенности там, где российские силы действуют прямо или косвенно, прежде всего на восточном фланге НАТО».
Отдельное внимание, естественно, уделено «успешному продвижению» соседних с Россией стран, таких как Украина и Грузия, для вступления последних в ЕС и НАТО. Это, в свою очередь, должно послужить разрушению «обоснования и легитимности кремлёвского режима».
Содержание аналитического доклада было доведено до всех представителей Североатлантического совета – основного органа принятия политических решений НАТО. Большинство представителей Совета, по словам разработчика документа генерала Ходжеса, положительно оценили идеи, изложенные в документе.
4 февраля президент США Джо Байден поручил министру обороны Ллойду Джонсону провести глобальный анализ состояния дел в Черноморском регионе, чтобы убедиться в соответствии там всем требованиям национальной безопасности и военного присутствия. Как сообщает американский журнал Washington Examiner, начиная с весны этого года в Черном море запланированы более масштабные, чем прежде, совместные учения США и НАТО, в которых будет задействовано до 30 тысяч военнослужащих.
Европейское командование США (EUCOM) подтвердило новое направление своей деятельности – укрепление оборонного партнёрства с блоком НАТО в Черноморском регионе в ответ на «наращивание Россией в Крыму значительных морских и воздушных сил, что означает угрозу для Североатлантического альянса».
«Теперь, когда мы знаем, что русские наращивают в Крыму значительные морские и воздушные силы, большое значение имеют указания и предупреждения. Говоря о коллективной обороне на европейском театре военных действий, мы должны предвидеть, где может случиться следующий Крым», - сообщил официальный представитель EUCOM.
В публикации Washington Examiner хоть и отмечается, что усиление американских войск и огневой мощи в Черноморском регионе «может нарушить расстановку сил в регионе и усилить напряженность в отношениях с Россией», но, тем не менее, уверены, что в будущем военные учения лишь участятся.
«Работа по некоторым направлениям уже ведётся, так, например, новая база для беспилотников MQ-9 Reaper в Румынии снабдит США и НАТО оперативной информацией о деятельности России», - информирует журнал, рассказывая, что Румыния, потратившая 10 миллиардов долларов на военную инфраструктуру, добивается усиления американского присутствия на юго-восточном фланге НАТО.
«Мы бы хотели говорить с Россией на равных. Но не получается », - заявлял ещё в 2017 году посол Румынии в США Георге Майор в интервью изданию The Cipher Brief. Теперь же, очевидно утратив свои надежды, румынский дипломат сообщает, что «мы всегда говорили, что будем рады принять у себя больше американских войск». При этом Майор заявляет, что Румыния в интересах своей страны и США даже готова взять на себя значительную часть расходов, «чтобы позиционироваться одним из главных союзников Вашингтона в регионе».
В 2020 году Румыния первой в Черноморском регионе установила две системы противоракетной обороны «Пэтриот» и готовится принять ещё пять таких систем ПРО к 2025 году. Кроме этого Румыния активно покупает американские истребители четвёртого поколения F-16, а присутствие американских войск на румынских базах составляет 800 человек.
«Бассейн Чёрного моря - это новый, жизненно важный фронт сдерживания России», - уверен румынский посол.
К слову, американское присутствие в Болгарии несколько скромнее по численности военнослужащих – это две авиабазы в Граф-Игнатьево, «Безмере», а также на учебном полигоне «Ново Село». Болгария, имея довольно ограниченные военно-морские возможности в Чёрном море, в апреле 2016 года утвердила программу закупок на 1.14 миллиарда долларов США новых самолётов и военных кораблей. Эта программа включает два современных многофункциональных корвета постройки ФРГ и восемь современных многоцелевых истребителей F-16 Block 70. В 2018 году София завершила программу модернизации всех своих истребителей МИГ-29 российского производства.
Гипотетически ВМС Болгарии и Румынии могут стать противниками РФ. По одному их флоты угрозы для Черноморского флота России не представляют, но могут способствовать формированию ощутимого перевеса сил в случае совместных действий флотов НАТО.
Ведущим членом НАТО в Черноморском регионе давно является Турция, которая присоединилась к альянсу ещё в начале 1952 года, то есть спустя три года после создания альянса. Турция предоставляет в распоряжение Блока значительные контингенты своих вооруженных сил: почти все сухопутные соединения, корабли ВМС и обе воздушные армии.
Территория Турции продолжает оставаться местом сосредоточения крупных иностранных военных объектов и проведения натовских, в том числе черноморских, учений. В рамках ряда двусторонних соглашений с США в Турции построено более 60ти различных военных баз: аэродромы, военно-морские базы, стартовые позиции ракет, а также склады специального назначения. Турция является одним из пяти государств-членов альянса (наравне с Бельгией, Германией, Италией и Нидерландами), которые имеют на своей территории (база ВВС Инжирлик) ядерные боеприпасы НАТО.
Основное базирование НАТО сосредоточено в Турции для миссий на Ближнем Востоке, однако по своему потенциалу эта страна может поддерживать любые военно-морские операции в регионе Большого Причерноморья, располагая, среди прочего, важными радиолокационными возможностями TRY-2 для противоракетной обороны региона. Основой надводных сил ВМФ Турции являются оснащённые управляемыми ракетным оружием 16 фрегатов, 10 корветов и 19 катеров постройки США, Франции, Германии и самой Турции.
В последние годы наметилось более самостоятельное поведение Анкары в рамках Североатлантического союза. Турция значительно активизировала свои военные контакты с Россией и Китаем.
Однако в целом турецкие ВМС – потенциально ощутимая угроза для Черноморского флота, асимметрично равносильный соперник.
Манёвры США и Турции в акватории Чёрного моря состоялись, как уже отмечалось, буквально на днях. Эти учения направлены против России , заявила на брифинге 18 февраля официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, а посольство России в Вашингтоне назвало это «бряцанием оружием».
«Для всех очевидно, что учения носят антироссийскую направленность. Проходят они у самых границ нашей страны, вблизи нашего черноморского побережья, тем самым угрожают миру и стабильности. Такое впечатление, что американскому Шестому флоту в Чёрном море не терпится найти врага. Это делают они зря», - указали в МИД России.
Ранее турецкий лидер Реджеп Эрдоган заявил о глобальном и региональном лидерстве Анкары.
В момент подготовки данного материала в Чёрное море 25 февраля вошла группа кораблей НАТО в рамках первого в этом году развёртывания там международных сил альянса.
В Черном море постоянная группа кораблей НАТО по противоминной борьбе (SNMCMG2) вместе с турецким флагманом Sokullu Mehmet Pasa, фрегатом BGS Priboy (Болгария), тральщиками ROS Lupu Dinescu (Румыния), ESPS Tajo (Испания) и TCG Ayvalık (Турция) примет участие в румынско-болгарских учениях по противоминной борьбе "Посейдон". Сообщается, что эта группа проведёт совместные учения с ВМС Украины и посетит порты Констанцы (Румыния) и Одессы.
В этот же день, 25 февраля, состоялся телефонный разговор между президентом Украины Владимиром Зеленским и генеральным секретарём НАТО Йенсом Столтенбергом.
«Хороший разговор с президентом Зеленским. НАТО решительно поддерживает суверенитет и территориальную целостность Украины. Мы обсудили важность реформ и безопасность в Черноморском регионе. Мы продолжаем поддерживать наше тесное партнерство », — поделился итогами разговора Столтенберг в Тwitter.
В свою очередь, Зеленский настаивал на расширении масштабов деятельности альянса в Черноморском регионе и заявил, что Украина заинтересована в увеличении присутствия сил стран - членов НАТО в Черном море.
Ранее, 9 февраля, в Брюсселе на совместной пресс-конференции с украинским премьером Шмыгалем Генсек НАТО пообещал, что «альянс не допустит единоличного доминирования России в Чёрном море». «НАТО присутствует в Чёрном море, мы работаем с Украиной, и мы внимательно рассматриваем, что нужно сделать для увеличения присутствия там», - сказал глава альянса.
Похожие заявления звучат в Киеве постоянно, где, по словам министра иностранных дел Кулебы, уверены, что «Украина сейчас готова быть одним из ключевых союзников США в регионе Чёрного моря , на восточном фланге НАТО». Сам же альянс, по мнению киевских политиков, «не представляет безопасность Чёрного моря без Украины».
В недавнем сообщении Международного союза антифашистов говорится о том, что Вашингтон приступил к обсуждению вопроса об образовании трёхстороннего военного союза между Украиной, Грузией и Молдавией. «Начались консультации между ведомствами трёх государств. На данный факт сослался и Кулеба, подтвердив, что идея одобрена США, а Украина будет играть в новом военном союзе главенствующую роль», - говорится в сообщении, в комментариях к которому экс-премьер Украины Николай Азаров назвал такой союз американским «тараном против России».
Как бы ни было, но пока говорить о «главенствующей роли» Киева в каких-либо военно-морских сценариях Черноморского региона представляется несколько преждевременным. Из крупных боевых кораблей у ВМС Украины есть лишь один фрегат «Гетман Сагайдачный» 1993 года постройки без противокорабельного ракетного оружия и в состоянии полного износа.
Имеется также ракетный катер «Прилуки» 1979 года выпуска – последний такой катер в мире, который едва не затонул 5 лет назад на параде в Одессе. Украина не имеет подводного флота и морской авиации. Бывшая когда-то в её распоряжении единственная подводная лодка «Запрожье», доставшаяся в наследство от ВМФ СССР, никогда не выходила с украинским экипажем в поход. Её периодически приваривали к пирсу, дабы спасти от затопления.
В составе украинского флота есть 6 малых бронированных артиллерийских катеров, годных разве что для патрульной работы вдоль берега, один средний десантный корабль, один тральщик и пара старых патрульных катеров. Правда, совсем недавно США обеспечили Украину семью десятками надувных лодок «для обеспечения защиты территориальной целостности».
В планах «ключевого союзника США в регионе Чёрного моря» - строительство военно-морских баз в Очакове и Николаеве, закупка турецких беспилотников «Байрактар», а также береговых ракетных комплексов РК-360МЦ «Нептун» , которые украинские политики любили называть «убийцей Крымского моста». Впрочем, широко анонсированное на Украине принятие на вооружение этого новейшего ракетного комплекса не нашло отражения даже в бюджетной программе Минобороны Украины. Вся идея с «Нептуном», который должен был «разнести весь Черноморский флот России» пошла прахом: поставщик шасси разорился, а производитель ракет «Мотор Сич» готовится к банкротству. Кроме всего прочего, недостроенный за 30 лет ракетный крейсер «Украина» - огромный боевой корабль – потерял при Порошенко всё ценное оборудование и вооружение, а при Зеленском будет порезан на металлолом. Представляется гибель крейсера с таким названием в некотором роде символичным событием.
Совместный военный потенциал Украины, Молдавии и Грузии несравним с военной мощью России. Однако Грузия продвинулась в отношениях с Альянсом лучше других. В октябре прошлого года на сайте НАТО в разделе, посвященному сотрудничеству с Грузией, появилось сообщение о том, что «государство уже ведёт подготовку к членству через разработку и успешную имплементацию годовых национальных программ». Украина и Молдавия пока подождут.
Военный обозреватель, член Общественного совета при Министерстве обороны РФ Виктор Баранец считает, что формируемый «тройственный союз» - это такое маленькое НАТО под юбкой у большого». Он заявляет, что данный союз вряд ли посеет панику в Кремле, в МИДе или в Минобороны России – всем и до этого хорошо были известны и антироссийская сущность этой военно-политической тройки, и нынешний потенциал этих трёх беднейших республик бывшего СССР.
Отводя Украине, Молдавии и Грузии пассивную роль жертвенных ягнят в войне Запада с Россией, эксперт предупреждает, что некоторые выводы из всего этого Москве всё же придётся сделать: «Там неизбежно появятся военные базы или объекты НАТО. А заодно, разумеется, и новые войсковые контингенты. Следовательно, и новая военная угроза нам «с той стороны пограничного забора будет наращиваться».
Вице-адмирал, бывший начальник штаба Черноморского флота ВМФ России Пётр Святашов в беседе с NSN.fm 1 февраля призвал ответить на заходы кораблей НАТО в Чёрное море.
«Надо с этим кончать. Надо нам показать не все зубы сразу, но хотя бы некоторые. Ну сколько можно творить всё, что им захочется?.. Ребята, ну пора вам, наверное, и получить. Сколько можно испытывать русских моряков на прочность? Конечно, не надо развязывать войну. Но за такие вещи на улицах говорят: пойдём, поговорим!»
В этой связи вспоминается мнение о раскладе сил не в пользу НАТО, высказанное ещё шесть лет назад вице-президентом Академии геополитических проблем полковником запаса Владимиром Анохиным петербургскому порталу «Online812».
«НАТО демонстрирует не силу, а флаг… И если дойдёт до прямых столкновений, в чём нормальный человек сомневается, то этим ребятам мало не покажется. В кратчайший срок весь этот натовский флот пополнит коллекции дайверов, которые будут снимать оттуда кастрюли с камбуза».
Это так, на всякий случай.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала "Международная жизнь" на нашем сайте.