Довелось тут, давеча, внимательно разглядеть и потрогать ружье SPAS-15 фирмы Franchi. Те, кто рос в 90-е, и активно потреблял продукцию тогдашней массовой культуры, могут, вероятно, вспомнить это оружие. Оно, конечно, не такое мемотичное, как южноафриканская барабанная "Протекта", или Pancor Jackhammer, но в своем роде тоже было знаковым. В первую очередь, понятно, запоминающимся внешним видом, который бросался в глаза в кадрах фильмов (там из него, кстати, палили чаще всего злодеи), и некоторых компьютерных игр. Но не только: ружье резко выделялось на фоне аналогов и конструкцией. Оно имело питание патронами из коробчатых магазинов, а не из привычного подствольного трубчатого. Кроме того, оно позволяет стрелять в двух режимах: полуавтоматически и от ручного перезаряжания подвижным цевьём. Последняя опция была добавлена по требованию главного заказчика: итальянской полиции, дабы можно было стрелять боеприпасами нелетального действия так же надёжно, как и мощными боевыми.
Судьба ружья была не особенно счастливой: главный заказчик отказался от него, скорее всего, по причине излишней сложности, а гражданский покупатель: по причине исключительной страхолюдности. Кроме того, законы многих стран ограничивали оборот подобного оружия. В результате, его небольшими партиями собирали из наклепанных ещё в 90-е годы деталей, а в 2005-м году, когда эти запасы иссякли, производство и вовсе прекратили.
Ружье, которое встретил я, как раз 2005-го года выпуска. В Россию его ввезли в том же году, и с тех пор оно кочует из одного оружейного магазина в другой, но покупателя так и не нашло. Было очень странно наблюдать оружие такого почтенного возраста совершенно новым, в заводской комплектации.
Впечатление СПАС-15 оставляет странное. Сделано оно грубо: на ствольной коробке уродливые сварные швы, на пластике – большие и острые литники и следы прессформы. Магазины, ёмкостью в 6 патронов, стальные, и выглядят аккуратно, но это только видимость. При попытке зарядить в один фальшпатрон, я немедленно порезал палец о край губки удержания патронов.
Ружье не такое уж и тяжёлое, но очень странно развесовано, поэтому в руках ощущается неуклюже. Вспоминал, как в юности читал высказывания на форумах: мол, говно ваша Сайга-12, то ли дело, СПАС-15, жаль дорого. Ну, скажем так, это было не совсем верное высказывание, иными словами: тривиальнейший треньдеж. Сайга-12 и даже семейство свиней из Вятских Полян смотрится и ощущается на фоне этого "настоящего итальянского качества", как английские двустволки высшей ценовой категории.
В целом, эргономика явно рассчитана на людей служивых: прицельные устройства, органы управления и приемы обращения более всего напоминают таковые у западных штурмовых винтовок. Причем, не американских, а европейских.
Пресловутый помповый режим включает быстро и удобно – давишь кнопку сверху цевья, и слегка сдвигаешь цевье назад. Но он очень неудобный – усилие перезарядки куда выше, чем в обычных помповых ружьях, т.к. приходится сжимать весьма сильную возвратную пружину. Автоматический предохранитель на пистолетной рукоятки постоянно мешает и сбивает с толку: давить его надо, как врага народа, по крайней мере на новом ружье, иначе курок не спустить.
Комплектация по современным меркам довольно богатая: в нее входят, помимо ружья, сурового вида брезентовый ремень с карабинами, три магазина на шесть патронов '12х70 каждый, инструмент для разборки и сборки, напоминающий велосипедный ключ, и алюминиевая маслёнка на два отделения, для щелочного масла, и для нейтрального. Ремень и маслёнка, к слову, оригинальные от винтовки Беретта AR-70.
Попытка неполной разборки внушила хтнонический ужас. Поистине, итальянский гений порою бывает не менее сумрачным, нежели германский.
Доводилось мне слышать мнение, что, якобы, на российском рынке СПАС-15 погубило появление Сайги-12. Я так не думаю. Это ружье вполне способно было справиться с суицидом самостоятельно.
Но должен сказать, что свое очарование в нем имеется. Ружье это насквозь пропитано духом боевиков 80-х, и полностью соответствует тогдашним представлениям о том, какой должна быть"крутая пушка". Сейчас бы его выпустили антрацитового черного цвета, или в фекально-песочной раскраске, навешали бы везде планок "пикатинни" и добавили бы активно-реактивный дульник. Тогда же оружие воспринималось иначе, и вот это не считалось чем-то "стремным". Напротив.
Поэтому как элемент культурного феномена оно достойно внимания, и жаль, право, что этот конкретный экземпляр закончит дни, скорее всего, в утилизации разрешительного отдела Росгвардии.
Что-то в нем имеется эдакое, ламповое и тёплое, несмотря на злодейский облик и явную переусложненность конструкции.