Рассказы Чехова — богатейший источник знаний о состоянии театральной сцены в последней трети 19 века. Характерно, что первый сборник чеховских произведений составили именно его рассказы из театральной жизни, и называется он «Сказки Мельпомены» (1884). В них затронуты почти все стороны современного писателю театрального быта. Характеристика «крыловского репертуара» [В.А. Крылов — необычайно популярный и плодовитый драматург того времени, работавший в развлекательном жанре, и написавший больше сотни комедий] дана в «Драматурге», герой которого — «тусклая личность с матовым взглядом и катаральной физиономией… личность, не чуждая спиртных напитков, хронического насморка и философии». Он сам раскрывает секрет своего успеха: «Попадается какая-нибудь французская или немецкая штучка, подтасовываю под русские нравы, вместо иностранных фамилий ставлю русские…»
«Вы станете спорить со мной и говорить старую фразу: театр — школа, он воспитывает и проч. Современный театр – это мир бестолочи, тупости и пустозвонства… это — сыпь, дурная болезнь городов» (А.П. Чехов, из переписки).
Среднестатистический спектакль своего времени Чехов высмеивает в рассказах «Барон», где изображается исполнение «Гамлета» на провинциальной сцене; «Трагик», где описываются постановки «Разбойников» и «Князя Серебряного», причем по поводу последнего написана уморительно смешная сцена. Трагик «творил чудеса» — кричал, шипел, стучал ногами, рвал на себе одежду… «трясся всем телом, как в действительности никогда не трясутся». Сюда же относятся рассказы «Два скандала», где описывается репетиция в опере и отчасти «Дама с собачкой», содержащая наблюдения за провинциальным театром в день премьеры. Закулисная сторона жизни дана Чеховым в колоритных зарисовках деятелей сцены во главе с антрепренёрами, отталкивающие образы которых мы найдём в рассказах «Юбилей», «Антрепренёр под диваном» и других.
Актёры глазами Чехова
— Пей! Кто любит искусство, тот... За искусство!
Пошли в ход искусство, коллективные начала, паи, единодушие, солидарность и прочие актерские идеалы... («После бенефиса»)
Обширная галерея актёров всех амплуа проходит в чеховских рассказах. Забыв о бедной сестре, которая «уж три года просит прислать чего-нибудь», о самых неотложных расходах вроде бани с мылом, актёр Унылов пропивает свою бенефисную выручку ("После бенефиса"). Как всегда у Чехова, рассказ очень смешной, но, дочитывая его до конца, ловишь себя на печальных мыслях…
Комик Воробьев-Соколов ведёт сложные объяснения с инженю Марьей Андреевной лишь для того, чтобы выпросить рюмку водки («Комик»). В другом рассказе комик за отказ актрисы дать ему на спектакль халат, мстит тем, что срывает её бенефис («Месть»). Умирает, тоскуя по своей далёкой Вязьме, благородный отец и простак Щипцов. К нему забегает первый любовник Брама-Глинский (по паспорту Гуськов), «издавая запах гелиотропа», и тем не менее, напоминающий путешественника, заброшенного в страну, где нет ни бань, ни прачек, ни портных… («Актёрская гибель»). Другой первый любовник, Поджаров, разводит хлестаковщину на фривольные темы, попадает впросак и вынужден униженно просить прощения («Первый любовник»). Не забыты Чеховым даже самые незаметные театральные фигуры. Хористке Паше наносит оскорбление «поклонник» Колпаков и его жена («Хористка»). Длинный ряд бытовых образов актёров-неудачников мы находим в рассказах «На кладбище», «Сапоги», «Битая знаменитость», «Средство от запоя» и так далее.
Отражено в прозе Чехова и отношение обывателя к театральной жизни. Мировой судья Полуэхтов за выпивкой возвышенно рассуждает с приятелем об искусстве, которое облагораживает, делает человека гуманным («О драме»)… правда, делает в своём монологе небольшой перерыв на то, чтобы «посечь» ребёнка. Подавая поминание об умершей дочери-актрисе, лавочник Андрей Андреевич сам же сбоку делает пометку: «Блудница» («Панихида»).
Мысли старого профессора
Печальным итогом размышлений Чехова-беллетриста становится объёмный рассказ (или маленькая повесть) «Скучная история» (1889), главный герой которой, пожилой профессор, не любит театра, так как он отвлекает талантливых людей для ничтожного, по существу, дела.
Когда актёр, с головы до ног опутанный театральными традициями и предрассудками, старается читать простой обыкновенный монолог… не просто, а почему-то непременно с шипением и судорогами по всем теле… то на меня от сцены веет тою же самой рутиной, которая скучна мне была 40 лет назад, когда меня угощали классическими завываниями… И всякий раз выхожу я из театра более консервативным, чем вхожу туда» ("Скучная история")
Однако можно ли, зная всё это, утверждать, что Чехов не любил театр? Чехов, который начал писать для сцены с юных лет, чьи немногочисленные пьесы стали переворотом в мировой драме… Разумеется, нет. С пренебрежением он отзывался о театре, имея в виду состояние современной ему сцены, находя здесь рутину, пошлость и обывательщину, которых не органически не переносил всю свою жизнь.
Хотите увидеть смешной, увлекательный, глубокий и лиричный спектакль по рассказам Чехова?
Ждём вас на спектакле «12 новелл о любви» (12+)
Гарантируем: наши актёры не шипят и не бьются в судорогах! :)
Билеты от 600 рублей!
ЗАКАЗ БИЛЕТОВ ПО ТЕЛЕФОНУ +7 (499) 182-03-47
Любите юмор и закулисные истории?
Подписывайтесь на нас в ТикТок: https://www.tiktok.com/@mndt_official?lang=ru-RU