Сегодня хотелось бы вспомнить об одном из самых недооцененных, если не сказать попросту несправедливо поруганном фильме. Сатирический боевик, увидевший свет в июне 1993 года, спустя всего неделю после премьеры нашумевшего «Парка юрского периода», под сенью которого и сгинул в финансовом плане, был наглухо разгромлен как критиками, так и зрителями. Казалось бы, вполне объяснимая судьба для плохого кино, с одной лишь малой оговоркой: он не был плохим!
Когда-то в далекие юношеские годы, я нещадно истязал старенький видеоплеер «AIWA », именно кассета с этим фильмом наиболее часто погружалась в его механические недра. Впрочем, в те далекие дни, я видел залихватский боевик со взрыва, драками, пафосными фразочками и самое главное со своим кумиром, но нисколько не обращал внимания на то, что на самом деле он из себя представлял.
Но недавно, в очередном приступе прокрастинации я вновь взглянул на этот фильм с высоты прожитых мною лет, просмотренных фильмов, прочитанных и написанных книг и внезапно осознал, что сей неограненый алмаз далеко не только фильм о пострелушках.
Как ни странно, последний киногерой есть самая неприкрытая сатира и стеб (уж простите за столь оскорбительное слово), над всей индустрией начала девяностых, которая, впрочем, не сильно-то и отличается от того, что мы видим сейчас.
В картине с особой изобретательностью высмеиваются практически все, хоть сколько-то используемые в фильмах того времени клише. Начиная от вечно кричащего начальника главного героя, тупых злодейских планов и заканчивая чудо полотенцем, умеющем проводить косметические процедуры, являются ничем иным, как форменным высмеиванием. По своему наполнению фильм должен стоять в одном ряду с картинами Лесли Нильсона, с той лишь разницей, что он не скатывается в абсолютную трансгрессию и абсурдизм.
От того становится непонятным, как зрители и критики на полном серьезе разнесли картину в пух и прах за множество глупых клише, которые по сути фильм и высмеивал. Зачастую, когда случаются подобные несправедливые провалы, произведения вскорости добирают, обрастая армиями поклонников и принимая заветное звание «культового». Однако, даже на этом поприще, зарубежным зрителем, для последнего киногероя была уготована участь аутсайдера.
Благо хоть отечественный зритель на Святой Руси полюбил картину.
К сожалению, разгромная критика и оглушительный треск финансового фиаско похоронили творческие начинания Шварценеггера, именно в этом фильме решившего проявить свое авторское начало. Прежде всегда податливый и исполнительный актер-ремесленник, взвалил на себя роль продюсера, активно принимавшего участие в разработке сценария и проработке персонажа, чего в последующих работах железного Арни замечено не было.
Неудача киногероя, хоть и не стала причиной сочинения посмертной эпитафии по карьере режиссёра Джона Мактирнана, некогда подарившего миру Джона Макклейна, однако же задала вектор, приведший ее к последующему краху.
В окончании мне бы хотелось сказать, что я искренне не понимаю, как забугорный зритель мог проглядеть, о чем на самом деле эта картина и потому, как это не прискорбно, в вопросе оценки данной ленты должен согласиться с выводом Михаила Николаевича…