Найти тему
Институт Арт-бизнеса

Коллекционный дизайн. Мебель: звёздные имена и их проекты.

Джованни Понти
Джованни Понти

Коллекционный дизайн - область, находящаяся на стыке искусства и дизайна. Авторские проекты дизайнеров несут в себе метафору, заключенную в зримую форму. Воплощение соотношения красоты и функции в предмете завораживает, разворачивая перед нами новый виток человеческой мысли. Обретшая форму мысль материализуется в реальности, подавая коллекционерам и дизайнерам всё новую пищу для размышлений.  О вещах и их создателях - в нашей статье.

Пьер  Жаннере  – дизайнер, который спроектировал мебель для всего архитектурного комплекса города  Чандигарха . Все вещи данного его проекта составляют одну серию, единое целое в своем множестве. Серия легко узнаётся – четкие и лаконичные геометрические формы кочуют из вещи в вещь, демонстрируя поразительное многообразие в своем использовании. Взяв за основу своей мебели несколько модулей  Жаннере  играет с их пропорциями, сочетанием форм, а также материалами, из которых они выполнены. Таким образом, предметы словно собраны из конструктора, что придаёт серии целостность и наполненность. Как часто бывает с гениями и их произведениями, оценить новаторство смогли спустя многие годы. Начиная с конца 80 - х годов, вещи из серии проекта города Чандигарх завоевали признание у коллекционеров по всему миру.

1953 год, модели кресел Пьера  Жаннере  из комплекса города  Чандиграх. Производитель: компания ISA.
1953 год, модели кресел Пьера Жаннере из комплекса города Чандиграх. Производитель: компания ISA.

Наш следующий герой – Джо  Понти. Архитектор, дизайнер, художник,  неутомимый деятель, он оставил после себя огромное количество объектов предметного дизайна, претендующих на роль самостоятельного арт-объекта. Джо  Понти  не  зря считается отцом итальянского дизайна – его мебель для «сладкой жизни» сегодня как  никогда соответствует нашим представлениям об удобстве пользования и функциональности. Будучи  архитектором по образованию, Джо  Понти  подходил к созданию мебели комплексно,  проектируя её подобно малой архитектуре. В тоже время, автор не ограничивал себя в авторском взгляде на создаваемые им вещи, не давая модным трендам задавить собственный взгляд на мир.

Одна из знаковых вещей в наследии дизайнера - кофейный столик Джо  Понти. Прелесть данного предмета – в его шестигранной  форме  сота. Столики должны были разрастаться, захватывать пространство, перестраивать  его и формировать каждый раз новый интерьер. Столик хорошо работает и как единственный акцент в помещении, и как группа. Столики были сработаны из разных пород плодовых деревьев, благодаря чему имели разный естественный окрас древесины. Подобное решение  позволяло разбавлять монотонность формы, предавая «островку» из столиков  разнообразие.

Кофейеный столик Джо Понти. 1950 год, производитель ISA.
Кофейеный столик Джо Понти. 1950 год, производитель ISA.

Афра  и  Тобиа Скарпа  – семейная чета итальянских дизайнеров, про вещи которых можно восторженно воскликнуть: «Все гениальное - просто!». В своих произведениях они сделали выбор в пользу функции предмета. Их первая работа, принёсшая им мировой успех - кресла и диваны серии « Sorian » для фабрики Cassina . Конструкторская особенность проекта произвела настоящий переворот в дизайне мебели, задав тренд на поиск новых решений для известных вещей.

Что же такого особенного в конструкции этой серии? Новый взгляд на давно известное. Диван в представлении Афры  и Тобиа  – это гигантская подушка, втиснутая в жесткий, металлический каркас. Благодаря этому, диваны и кресла становились особенно мягкими и пышными, возводя свою функцию в область гедонистического наслаждения комфортом.  Лаконичность форм, акцент на удобство, подчеркнутая естественность материалов говорят со своим обладателем на языке тактильных ощущений.

-4
Афра  и  Тобиа   Скарпа , 1969 год, производитель  Cassina.
Афра и Тобиа Скарпа , 1969 год, производитель Cassina.

Последний яркий представитель предметного дизайна, о котором мы сегодня поговорим, это Анджело  Манджаротти . Его старт как дизайнера произошел довольно поздно – в 42 года, когда он сконструировал свой знаменитый столик « Eros ». Такой зрелый расцвет автора ничуть ему не помешал, наоборот, благодаря накопленному архитектурному опыту  Манджаротти  представил новаторскую конструкцию сборного стола. Столешница, благодаря проделанным в ней отверстиям, надевалась на ножки и вещь держалась благодаря собственному весу.  Манджаротти  поставил законы физики и архитектоники на службу мебельному дизайну. Мастер в своей серии столов не ограничивался одним материалом, он с удовольствием работал с ониксом, песчаником и известняком, но особенно любил каррарский мрамор. Этот дорогой и вечный материал  приносил в новаторство  Манджаротти ощущение вечности, первобытности и надежности.

1970 год, производитель  Skipper, из серии « Eros ».
1970 год, производитель Skipper, из серии « Eros ».

Если вас интересуют:

  • коллекционные вещи на стыке искусства и дизайна,
  • ценообразующие факторы на предметы с высоким коллекционным статусом,
  • почему стоит их коллекционировать,

то приглашаем вас учиться к нам на программу «Искусствоведение. Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата», в рамках которой мы изучаем курс «Высокий дизайн. Бренды. Рынок».

Подробности о программах обучения по ссылке: https://www.artinstitut.ru/#content

По всем вопросам обращаться по телефону: +7 910 455-26-15

Ждём вас на наших лекциях!

#art #artinstitut #институтартбизнеса #лекция #антиквариат #искусство #историяискусства #артмаркет #мирискусства #education #артменеджмент #артрынок #современноеискусство #тренд #стильжизни #socialmediaeducation