Найти тему
Журфак

Методы поиска информации в журналистике (по Киму)

Оглавление

Ким выделил три метода: интервью, наблюдение и эксперимент.

Наблюдение

Журналистское наблюдение всегда имеет целенаправленный и четко заданный характер.

Метод наблюдения активно используется в журналистской практике. Почему?

  1. Журналист, включаясь в некое событие, имеет возможность проследить динамику его развития. Например, репортаж – оперативность, эффект присутствия.
  2. Благодаря наблюдению можно увидеть неприметные на первый взгляд детали, характерные личностные черты. Информация, почерпнутая из такого рода наблюдений, всегда отличается живостью и достоверностью.
  3. журналист, сам фиксирует наиболее значимые его моменты и в своих оценках независим от чьего-либо мнения. Уже на стадии отбора фактов, выделяя среди них главные и второстепенные, изучая причинно-следственные связи, установившиеся между различными элементами события, корреспондент закладывает предпосылки для более объективного изучения и освещения фактов в своем будущем произведении.

Минусы наблюдения:

  1. Возможное присутствие субъективности.
  2. Люди меняют свое поведение, когда знают, что за ними наблюдают.

Метод наблюдения можно разделить на:

  • Структурированное - журналист записывает происходящие события четко по плану.
  • Неструктурированное - журналист не придерживается плана и записывает событие на свое усмотрение.
  • Полевое - журналист работает в естественной среде.
  • Лабораторное - журналист работает в специально созданных условиях.
  • Систематическое - журналист периодически обращается к ситуации.
  • Несистематическое - журналист спонтанно обращается к событию.
  • Включенное наблюдение - журналист активно учувствует в ситуации.
  • Невключенное наблюдение - журналист не входит в контакт с участниками события и наблюдает из далека.

Эксперимент

Метод эксперимента в журналистике зачастую сравниваютс методом включенного наблюдения.

  1. Во-первых, как и во включенном наблюдении, журналист-экспериментатор поддерживает непосредственную взаимосвязь с объектом изучения.
  2. Во-вторых, эксперимент, как и наблюдение, может проводиться скрытно.
  3. в-третьих, эксперимент относится к визуальным средствам изучения социальной действительности.
«Под экспериментом понимают метод исследования, базирующийся на управлении поведением объекта с помощью ряда воздействующих на него факторов, контроль за действием которых находится в руках исследователя» - социолог В.А. Ядов

В эксперименте объект является средством для создания искусственной ситуации. Делается это для того, чтобы журналист на практике мог проверить свои гипотезы, как бы проиграть некие житейские обстоятельства, которые позволили бы ему лучше познать изучаемый объект.

Эксперимент — это наблюдение, сопровождаемое вмешательством наблюдателя в изучаемые процессы и явления, в определенных условиях — искусственный вызов, сознательное провоцирование. Таким образом, эксперимент связан с созданием искусственного импульса, призванного проявить те или иные стороны изучаемого объекта. Журналист может провести эксперимент на себе, внедрившись в нужную ему социальную группу, стать подставной фигурой и т. п

При планировании и проведении эксперимента журналистам необходимо учитывать следующие моменты.

  1. Во-первых, еще до начала опыта необходимо определить его цели и задачи. Для этого нужно хорошо изучить ситуацию, собрать предварительную информацию о вероятных участниках, проработать имеющиеся документы и другие источники, а также наметить предмет изучения, т. е. то, что особенно будет интересовать в объекте исследования.
  2. Во-вторых, необходимо определить место действия: будет ли эксперимент осуществлен в естественных или в лабораторных условиях.

Таким образом, эксперимент в журналистской практике целесообразно проводить лишь в тех случаях, когда перед корреспондентом стоит задача более глубокого проникновения в жизнь, когда ему с помощью различных воздействующих факторов необходимо выявить истинные поведенческие реакции людей, наконец, когда требуется проверить гипотезы по поводу того или иного объекта социальной действительности.

-2

Интервью

По содержанию интервью делятся на документальные интервью — изучение событий прошлого, уточнение фактов — и интервью мнений, цель которых — выявление оценок, взглядов, суждений и т. п.

Существуют различия в технике проведения беседы.

  • Есть формализованное интервью, под которым понимают стандартизированное и структуризованное общение. Здесь, как и в анкетах, есть открытые, закрытые и полузакрытые вопросы. Интервью имеет четкую структуру, при которой каждый вопрос логически вытекает из другого, а все вместе они подчинены общему замыслу беседы.
  • В неформализованном интервью вопросы располагаются по иному принципу. В силу того что данный вид опроса ориентирован на глубинное познание объекта, он имеет меньшую заданность содержания. Вопросы определяются темой разговора, обстановкой беседы, сферой обсуждаемых проблем и т. д. С.А. Белановский пишет:
«Стандартизированное интервью предназначено для получения однотипной информации от каждого респондента. Ответы всех респондентов должны быть сравнимы и поддаваться классификации…
Нестандартизированное интервью включает в себя широкий круг видов опроса, не отвечающих требованию сопоставимости вопросов и ответов. При использовании нестандартизированного интервью не делается попытки получения одних и тех же видов информации от каждого респондента, и индивид не является в них учетной статистической единицей».

Интервью различают и по степени интенсивности: короткие (от 10 до 30 минут), средние (длящиеся иногда часами), иногда их называют клиническими, и фокусированные, проводимые по определенной методике, так как они большей частью ориентированы на изучение процессов восприятия и по своей продолжительности могут быть ограничены только задачами и целями исследования.

Интервью берется прежде всего для того, чтобы узнать из беседы новые факты и сведения из личной жизни интервьюируемого, из сферы его профессиональной деятельности, из области его интересов и т. д

Таким образом, интервьюирование представляет собой особый вид коммуникативной деятельности, в ходе которой решаются определенные коммуникативные задачи: обмен идеями, мыслями, размышлениями, переживаниями и чувствами.

-3

М. Н. Ким Основы творческой деятельности журналиста.