Найти тему
Анастасия Пащенко

"Дуб Майкла Крейг Мартина". Илья Мощицкий. ЦИМ.

Вопрос . Вы считаетe, что превращение стакана воды в дуб представляет собой произведение искусства?

Ответ . Да.

Вопрос . А что здесь произведение искусства? Стакан воды?

Ответ . Здесь уже нет стакана воды.

Вопрос . Процесс изменения?

Ответ . Здесь нет процесса изменения.

Вопрос . Дуб?

Ответ . Да. Дуб.

На сцене четыре стула, стол с кипой бумаг и лампой, таз и полотенце. За ними экран во всю стену.

Выходит Илья Мощицкий и выбирает из зала добровольца, который на время спектакля станет его марионеткой. Выбор - это уже часть спектакля. Момент узнавания - сегодня ты будешь по эту сторону зала, потому что ты пришел именно для сегодняшней версии спектакля.

Перформанс в перформансе. Перетекание из сущности в сущность без изменения формы.

Режиссер манипулирует добровольцем, манипулирует зрителем, изначально задавая максимально триггерящую тему, которая практически гарантирует включение эмпатии.

И тем не менее нас постоянно возвращают к тому, что все, происходящее на сцене - спектакль. И мы знаем, что это спектакль. И режиссер знает, что мы знаем, И мы знаем, что режиссер знает, что мы знаем. Это создает дистанцию и рамку, делающие возможным наблюдение и наслаждение.

Илья и доброволец вместе прямо на сцене создают спектакль с одной стороны, с другой стороны - никакого добровольца нет. Нет субъекта с собственной волей и возможностью влиять на произведение. Есть живая кукла с микрофоном, наушником и листами напечатанного текста.

  • Скажи “да пошел ты”
  • Да пошел ты
  • Скажи еще раз громче
  • Да пошел ты!
  • Хорошо, а теперь еще громче
  • ДА ПОШЕЛ ТЫ!

Но мы смотрим на эту куклу и видим в ней одновременно добровольца и персонажа пьесы.

В какой-то момент уже нет явных переходов от одного к другому. Пьеса прерывается и продолжается уже без пауз. Или не прерывается совсем. Доброволец не видит, что происходит на экране за его спиной. Порой там что-то, идущее в разрез с тем, что происходит на сцене. Он видит только реакцию зрителей.

Перформативный разговор о единстве пространства, времени и материи.

Илья Мощицкий говорит, а зритель верит. И выясняется, что для формирования ответной эмоции не нужно играть эмоцию на сцене.

Музыка Филипа Гласса и видеоряд на экране отсылают к идее “жизни, выведенной из равновесия”.

Спектакль Ильи Мощицкого сравнивают с работами Мило Рау. Он продолжает исследовать и препарировать театр. По ходу действия он задает вопрос о том, получилось ли у него сделать спектакль. “Не слишком ли надуманно?”. Но этот вопрос он задает марионетке, которая лишь озвучивает написанный им же ответ. В этот момент зрителю может показаться, что даже его мнение уже прописано в сценарии. Но после спектакля режиссер приглашает всех на обсуждение, где уже нет готовых вопросов и ответов. Таким образом границы театра постоянно раздвигаются и остается впечатление, что спектакль так и не заканчивается ни для одного из его участников.

  • Когда я скажу “Проснись”, ты перестанешь играть.
  • Проснись.
  • Проснись.
  • Проснись.