Найти тему

Иннокентий Смоктуновский и Олег Ефремов: звёздный дуэт. Часть первая

Художественный руководитель МНДТ Вячеслав Васильевич Долгачёв вспоминает, как работал с великими советскими артистами — Иннокентием Смоктуновским и Олегом Ефремовым во время постановки спектакля «Возможная встреча» (1992). Эти воспоминания публикуются впервые.

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля

«Встретились» — так называлась одна из рецензий на спектакль МХАТа «Возможная встреча» по пьесе немецкого драматурга Пауля Барца. Вообще-то название пьесы дословно звучит как «Невозможная встреча», ведь её герои — два композитора, Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель — в действительности никогда не встречались.

Я увидел забавный спектакль по этой пьесе на маленькой, очень уютной сцене «Stary Teatr» в Кракове. Роль Генделя с удивительным юмором играл легендарный польский актер Ян Новицкий. Прошло несколько лет, и я вспомнил об этом, находясь в поисках материала для следующей постановки во МХАТе. Программка у меня почему-то не сохранилась, хотя я бережно храню театральные программки за всю свою зрительскую жизнь. Имя автора пьесы я не помнил. Но рассказал Олегу Николаевичу Ефремову о затее сделать спектакль с ним и Смоктуновским. Он ответил: «Ищи пьесу!» и уехал на гастроли в Германию.

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля

Вернулся Ефремов воодушевленным — не только удачными гастролями, но и тем, что в маленьком немецком городке посмотрел в местном театре пьесу Барца, которую к его возвращению уже нашёл по моей просьбе переводчик Володя Колязин. Актеры играли ужасно, постановка была, по словам Олега Николаевича, «никакой», но пьеса его заинтересовала, хоть и смотрел он ее без перевода. Текст был уже переведен и распечатан. «Невозможной встрече» суждено было случиться… Почему же невозможная? Она же могла бы быть. Во всяком случае, у нас на сцене она состоится!

Сказать, что я волновался перед началом работы над спектаклем — ничего не сказать. Волнение первой репетиции не проходит и спустя 40 лет театральной практики. Но тогда я входил в репетиционный зал с тремя корифеями современного театра — Олегом Ефремовым, Иннокентием Смоктуновским и Станиславом Любшиным. Правда, незадолго до первой читки пьесы Ефремов сказал мне, что он послушный актер. Только предупредил, чтобы я не заставлял его «кривляться»: «Что угодно, только не это! Терпеть не могу, когда артисты кривляются!»

Фото из личного архива В.В. Долгачева
Фото из личного архива В.В. Долгачева

Первая репетиция

Актеры открыли роли. Начали читать. Было понятно, что дома они не только познакомились с текстом, но и прочли не один раз. Читали по-разному. В какой-то момент мне показалось, что Ефремов, увлекаясь, начинал говорить своими словами, а увлекаясь еще больше — совсем отрывался от страниц роли и ввязывался в диалог страстно, непримиримо, как худрук МХАТа на какой-нибудь коллегии министерства. Я опускал глаза на текст пьесы и удивлялся: Ефремов читал слово в слово, присваивая себе каждое, будто они были только его, и никого больше. Эта способность делать всё «от первого лица», как мне кажется, и была его путеводной звездой в «Современнике». Иннокентий Михайлович ничего не присваивал, напротив — как будто превратился в жидкий расплавленный воск, и мягко занимал все возможные формочки, не желая твердеть, словно проверял все вероятные ходы. Так, с первых минут работы, они заняли противоборствующие позиции: не столько как персонажи пьесы (каковых еще и не было), сколько как две мощные актерские индивидуальности, которые переплавятся в контрастных Баха и Генделя.

В больничной палате

Премьера была назначена на конец декабря. Но тут заведующая труппой вдруг забеспокоилась, состоится ли спектакль. Ведь в конце каждого года у Олега Николаевича обострялся его хронический, всем известный недуг. Ноябрьские репетиции прошли гладко, без срывов. Но чем ближе подступал декабрь, тем сильнее росло напряжение репконторы: «Мы вас предупреждаем!»

Надо было что-то придумать. Я обратился к мхатовскому врачу, и он предложил беспроигрышный вариант: «Мы уложим Олега Николаевича в Кремлевскую больницу, вы будете репетировать в одноместной палате, а там уж он будет на таком режиме, что никакая «хроника» его не возьмет». И в кабинете Ефремова мхатовским врачом — недаром ведь театральный доктор (!) — был разыгран настоящий спектакль. «Олег Николаевич, что-то вы мне сегодня не нравитесь. Дайте пульс. Так… не очень. А давление? Совсем никуда. И глаза нехороши. А язык? Так, звоню в Кремлевку…» Олег Николаевич заволновался. «А как же репетиции? Премьера?» — «Какие репетиции? Только если разрешит лечащий врач!».

Здание "Кремлёвки" в Москве
Здание "Кремлёвки" в Москве

Через день после госпитализации лечащий врач «разрешил» репетировать в палате Ефремова. Каждый день нас со Смоктуновским и Любшиным привозили в Кремлевку. Такого просветленного, увлеченного ролью, погруженного в материал Олега Николаевича я еще не видел. Он встречал нас всё новыми познаниями о Генделе и эпохе, которые почерпнул из горы книг, лежащих у него на тумбочке. Каждая репетиция заканчивалась больничным ужином — Ефремов побеспокоился, чтобы и артистов кормили. А Иннокентий Михайлович еще и домой забирал с собой, как он говорил, для своей собаки и птичек.

Когда закончились застольные репетиции, мы перешли в просторное фойе и приготовили весь материал для выхода на сцену. Декорации вчерне были готовы, и отступать ни в какую «хронику» уже было невозможно — до премьеры, куда уже были проданы все билеты, оставалось 10 дней. Олега Николаевича, поддержанного витаминами, выписали из больницы.