Найти тему
894 подписчика

Iтальянские автопушки. Часть 7. Artiliegria Autoportale su Lancia 1Z. 1919. По горам с пушкой на спине.

153 прочитали
На осень 1918 года итальянские военные планировали вернуть долг противникам за Битву при Капоретто. Огромные потери при отступлении до Пьявы потребовали привлечения всех возможных ресурсов.
На осень 1918 года итальянские военные планировали вернуть долг противникам за Битву при Капоретто. Огромные потери при отступлении до Пьявы потребовали привлечения всех возможных ресурсов. На шасси разоруженных зенитных автопушек были созданы батареи возимых орудий. Рассказ о возимой артиллерии на шасси Лянча 1Z в этом материале.

Artiliegria Autoportale su Lancia 1Z/Возимая артиллерия на шасси Лянча 1з

Страна: Италия

Производитель Gio. Ansaldo Armstrong & C./шасси: Lancia

Год выпуска: 1918

Кол-во выпущенных: 25

Полная масса: 4 тоннs

Вооружение: Cannone da 75/27 Mod. 1911/Cannone da 75/27 Mod. 1906

Шасси: Lancia 1z

Двигатель: 35 л.с.

Экипаж: 5

Эта статья из цикла об итальянских Autocannone, за годы Первой мировой войны превратившихся в полноценные САУ на автомобильном ходу. Предыдущую статью цикла можно прочитать здесь - Iтальянские автопушки. Часть 6. Autocannone da 75/27 AV su Lancia 1Z. 1917. Зенитки по французскому образцу.

Кажется, что нет проблем увеличить мобильность артиллерии просто перецепив её с конной тяги на автомобильную, особенно полевой. Но в Первую мировую войну французы придумали возить пушки на специально подготовленных автомобилях. Хотя первая мобильная артсистема Daimler Plattformwagen mit 6.5 cm L/35 BAK была придумана немцами в 1908 году, но это была первая и последняя такая попытка у наследников тевтонцев. Только после появления в массовых количествах во французской армии полноприводных грузовиков части возимой артиллерии были созданы и активно использовались на фронте во Франции. Но всё таки почему бы просто не прицепить, ведь тяжелые орудия вполне перевозились тракторами-тягачами на прицепах? Артиллерийская революция конца 19-го века с её скорострельными пушками и бездымным порохом привела к появлению нескольких конкурирующих систем, таких как германская пушка 7.7 cm FK 96 n.A., которая была развитием Крупповской FK 73, переведенной на новый бездымный порох, и прекрасно себя показала, в экспортных модификациях, в Испано-Американскую и Англо-Бурскую войны, французская новаторская - Canon de 75 mm modèle 1897, русская 3-х дюймовая.

Германская 7.7 cm FK 96 n.A. на конной тяге во время подавления восстания в Берлине
Германская 7.7 cm FK 96 n.A. на конной тяге во время подавления восстания в Берлине

Но все они изначально проектировались для конной тяги, а что это значило? То что все начиная от колес, подвески, станины, лафет и даже конструкции крепления прицельных приспособлений было спроектировано для медленной возки. В 20-х - 30-х годах оставшиеся после первой мировой войны пушки путались модернизировать методом переставления на новые колеса с другой системой амортизации. Но это было в мировой время, а в условиях военного времени заниматься переконструированием и переделкой самых массовых артсистемы в армии было бы путем к поражению. К тому же не было очевидностью необходимость увеличения скорости перемещения полевых пушек быстрее скорости пехоты, к которой они придавались. Потребовалось несколько лет войны, что бы военные все таки признали, что тактическая маневренность полевой артиллерии крайне важна в войнах 20-го века и начались проработки её механизации. Италия отнюдь не отставала в этом вопросе, а артиллерийские трактора Павези начиная с Pavesi & Tolotti Typo A/B были долгие годы одними из лучших как арттягачи. Впрочем неожиданно для себя итальянцы стали и новаторами в артиллерийском деле, приняв на вооружение в 1911 году совершенно необычную систему - Cannone da 75/27 Mod. 1911. В 1906 году основной пехотной артсистемой стала лицензионная копия германского крупповского орудия - 75/27 Mod. 1906.

На осень 1918 года итальянские военные планировали вернуть долг противникам за Битву при Капоретто. Огромные потери при отступлении до Пьявы потребовали привлечения всех возможных ресурсов.-3

Пушка не была идеальной, но у теоретических противников Италии ничего существенно лучшего не было, и она соответствовала современным на то время требованиям войны. Но только не для итальянцев. Когда первые радости от обладания современной системой утихли, оказалось, что пушка полностью соответствует своему названию - "полевая". А ведь у Итальянского королевства все границы были горными и воевать в основном собирались в горах, требованиям войны в которых система 1906 года не соответствовала. Жозе-Альберт Депор (Joseph-Albert Deport), один из создателей революционной Canon de 75 mm modèle 1897, работавшим на частную фирму Châtillon-Commentry, ту самую которая разработала рабочую конструкцию полноприводного тягача примерно в то же время, предложил оригинальную систему с большими углами вертикальной (65°) и горизонтальной (54°) наводки.

На осень 1918 года итальянские военные планировали вернуть долг противникам за Битву при Капоретто. Огромные потери при отступлении до Пьявы потребовали привлечения всех возможных ресурсов.-4

Пушка Депо имела раздвижные станины, остроумный противооткатный механизм, который оставался неподвижным при повороте или наклоне ствола. Учитывая ствол с баллистикой пушки 75/27 у итальянцев, которые единственные купили патент на эту артсистему, получилась отличная пушка двойного назначения - полевая и горная. Cannone da 75/27 Mod. 1911 на длительное время стала "фирменным знаком" итальянской полевой артиллерии. В конструкции пушки впервые был применен лафет с раздвижными станинами с сошниками, станины походном положении складывались. Раздвижные станины увеличивали угол горизонтального и вертикального наведения, так как так как при такой компоновке казённая часть орудия не упирается в станин и они не мешали наклону ствола, а на двух опорах пушка была более устойчива в том числе и в горах. Канноне Моделло-Ундичи (Cannone Mod. 1911.) стояла на вооружении итальянской армии до 1950 года, когда началось перевооружение на единый НАТОвский стандарт.

На осень 1918 года итальянские военные планировали вернуть долг противникам за Битву при Капоретто. Огромные потери при отступлении до Пьявы потребовали привлечения всех возможных ресурсов.-5

Cannone da 75/27 Mod. 1911

Страна: Италия

Производитель: Vickers-Terni, Armstrong

Год выпуска: 1912-1920

Калибр – 75 мм;

Масса пушки в боевом положении – 1,015 т;

Длина ствола – 2132 мм/27 калибров

Масса снаряда – 5,2-6,5 кг

Начальная скорость – 510 м/с

Дальность стрельбы – 10,24 км

Скорострельность – 5 — 6 выстрелов в минуту

На осень 1918 года итальянские военные планировали вернуть долг противникам за Битву при Капоретто. Огромные потери при отступлении до Пьявы потребовали привлечения всех возможных ресурсов.-6

В ходе боевых действий на Альпийском фронте итальянский генералитет, особенно после применения германской армией, пришедшей на помощь австрийцам, что быстрая переброска артиллерии между участками фронта не только может решить проблему недостатка орудий, но и обеспечить необходимое огневое преимущество на отдельном участке. Но оказалось, что если тягать пушки не удаётся, то и перевозить их просто так не получается никак - грузовые платформы у основных грузовиков были слишком узкими и поднять даже систему весом в одну тонну на высоту в один метр было проблемой. Требовались специальные грузовики. К осени 1918 года выяснили, что зенитные системы Autocannone da 75/27 AV su Lancia 1Z на шасси Лянча 1Z бессмысленны как для ПВО, так и для поддержки пехоты. Фирма Ансальдо занялась переоборудованием шасси в качестве носителей, точнее "возителей" пушек. После того, как пушки сняли с шасси, их оснастили подъемными направляющими для колес пушек, фиксаторами для колес, посадочными местами для расчёта, возможно автоматической, но скорее всего ручной лебёдкой для подтягивания пушки.

Lancia 1Z с пушкой  Cannone da 75/27 Mod. 1906
Lancia 1Z с пушкой Cannone da 75/27 Mod. 1906

В период с августа по сентябрь 1918 года Ансальдо перестроила все 25 шасси для нового назначения. В батарею пушек входили 4 машины перевозчики пушек и 6 машин для перевозки боеприпасов. Каждый вспомогательный грузовик перевозил 168 патронов. Автопушки служили в 1-й и 11-й группы полка автомобильной артиллерии, созданного в марте 1919 года. Первоначально на специальное шасси ставили пушки Cannone da 75/27 Mod. 1906 с расчетом 6 человек. После войны все автопушки были перевооружены на систему Cannone da 75/27 Mod. 1911.

Lancia 1Z с пушкой  Cannone da 75/27 Mod. 1906 на послевоенном параде в Милане
Lancia 1Z с пушкой Cannone da 75/27 Mod. 1906 на послевоенном параде в Милане

Автопушки на шасси Лянча 1Z были одними из первых, но не самыми последними и не самыми массовыми. С вооружения были сняты в 1929-м году и перевооружены на новые системы, к тому времени развитие автотранспорта уже позволяла использовать в качестве "перевозчиков пушек" стандартные грузовики с минимальными переделками.

Эта статья часть цикла статей об итальянских Autocannone, за годы Первой мировой войны превратившихся в полноценные САУ на автомобильном ходу. Следующую статью цикла можно прочитать здесь - Iтальянские автопушки. Часть 8. Artiglieria Autoportale su FIAT 18 BL. 1919. Универсальная артсистема на универсальном шасси.

Источник:

LA MECCANIZZAZIONE DELL'ESERCITO FINO AL 1943 tomo II -parte 2 /Vebuka.com

GLI AUTOVEICOLI DA COMBATTIMENTO DELL'ESERCITO ITALIANO VOL I _ Vebuka.com