В 1980-х годах на дверях Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) Российской академии наук, за стеклом размещался плакат–объявление:
"Уважаемые ленинградцы и гости города!
Наш Музей построен в начале XVIII века, и его пропускная способность не велика. По идее Петра I ежедневно в “Кунсткамере” должно было проходить 140 – 160 человек. Сейчас мы ежедневно принимаем до 1500 посетителей. Мы физически не в состоянии принять всех гостей, желающих посетить Музей.
Просим Вас внимательно ознакомиться с правилами посещения и помнить, что последние группы пропускаются в музей в 16-00, после чего пропуск прекращается, так как для ознакомления с музеем требуется 1,5 – 2 часа.
А в конце – приклеенное чуть позже, пронизанное болью, усталостью от бесконечного повторения и горечью от глубокого непонимания дополнение:
Наш музей о культуре и быте народов мира, поэтому уродов, карликов, великанов и прочих монстров, которые потешали вельмож XVIII века не показывает."
Справедливости ради отметим, что после разделения Кунсткамеры в конце XIX века на семь тематических музеев, часть "постояльцев в баночках" всё же оставили.¹ Сегодня они находятся в разделе экспозиции, посвящённой истории музея и формированию первых коллекций Кунсткамеры при Петре I. Так что, всё–таки показывает. Однако напрямую к тематике музея (и того исследовательского центра каковым он в настоящее время является) они не относятся.
Кстати сказать, сам Пётр I, по горькой иронии (а может быть по неумолимой логике) судьбы, в известной степени, оказался экспонатом своего собрания: его посмертная маска выставлена в зале "Первые естественно–научные коллекции Кунсткамеры".
Остальные 99.9 % экспонируемого в музее материала – это этнографические коллекции (причём состоящие из уникальных подлинников), макеты, диорамы а также инструменты (и обстановка кабинета) условного учёного XVIII в.
Ну а теперь посмотрим слайды.
Япония.
1. Синтоистский священник (Япония) и культовые атрибуты. Вторая половина XIX века:
Работники музея поправляют – не священника мы демонстрируем, а костюм священника. Так вот, это костюм священника второго класса (ранга). Главный священник храма – гудзи, второй уровень – нэги, а третий ранг – гонэги.
Рядом с ним – домашний синтоистский алтарь с фарфоровыми кувшинчиками и мисочками, посвященный божеству риса.² С другой стороны на тумбе стоит киот (медный футляр) с бронзовой фигуркой Будды внутри.
2. Японская зернодробилка начала XX века:
Впрочем "зернодробилка" не совсем точно: с помощью этой ручной машины очищали зёрна риса от внешних оболочек. Мололи рис в каменных ступах.
3. Японские часы – Сякудокэй. Конец XVIII — пер. пол. XIX в.
Часы интересные. Но их неправильно положили: медная коробочка слева – это механизм, он должен быть сверху. А планка – это циферблат: он должен быть снизу. И вообще они должны висеть (там даже отверстие специальное есть).
Ещё на этом экземпляре отломана стрелка–ползунок, которая указывала на отметки. Кстати, поэтому говорить о том, что этот вид часов – это "часы без стрелок" неправильно. Стрелка там была, ну и что, что одна и маленькая.
На данном экземпляре также отсутствует крышка закрывавшая механизм. Крышка не глухая, а со стёклами с трёх сторон, чтобы чудесный механизм было видно. Внизу на корпусе есть маленький ящичек, в нем лежал маленький ключик, которым заводили часы.
Сами часы имеют длину около 30 сантиметров, потому и называются Сякудокэй, т. к. японская мера длины Сяку равна 30.3 см.
На планке–циферблате 13 металлических отметок времени. Интересно, что эти отметки не закреплены на корпусе намертво, а двигаются вверх вниз (скорее всего для более точной настройки отсчета). Хотя говорить о точности данного типа механизмов вряд–ли можно. Исследователи отмечают, что из–за малой точности эти часы чаще всего использовались как украшение интерьера и в качестве индикатора статуса их владельца.
Иногда для таких часов изготавливали красивые резные деревянные подставки, чтобы их можно было ставить на пол или на стол.
4. Японский боевой серп Кусаригама:
Между бронзовых колец на рукоятке данного экземпляра намотана "бамбуковая жилка" – нить из поверхностного слоя стебля бамбука, обладающая уникальным свойством: после высыхания её твердость и прочность приближаются по характеристикам к стали. В данном случае волокно ещё и скручено (сплетено) в тоненькую веревочку. Сверху покрыто красным лаком.
Продолжение следует...
Евгений Кузнецов
Примечания:
1. Остальных отправили "на работу" в анатомические музеи.
2. Инари — синтоистское божество изобилия, риса, благополучия. Одно из основных божеств синтоизма. Изображается в различных образах. Это может быть и мужчина и женщина, иногда старик или даже лиса. Поэтому в данном варианте алтаря помимо обязательного круглого зеркала, как символа божества, поставлены ещё две фарфоровые фигурки лисы.
Понравилась статья – ставьте Лайк! Чтобы не пропустить новые публикации – Подпишитесь. Будет много интересного!
Кнопка "Поддержать" — работает (можете проверить)
Иркутск – Канадзава. Программа праздника. Иркутск, 1997 г. – СМОТРЕТЬ
Куда исчезли Батобии – СМОТРЕТЬ
Мамонты. Зоологический музей – СМОТРЕТЬ