Как появился "огонёк"?

Привет! Сегодня начнём обсуждать такой важную часть вожатской педагогики как огонёк. Без лишних слов включаем нашу машину времени!

Привет! Сегодня начнём обсуждать такой важную часть вожатской педагогики как огонёк.  Без лишних слов включаем нашу машину времени!

Итак, переносимся в начало XX века, точнее, в 1911 год – именно тогда в летних трудовых колониях С.Т. Шацкого появились «сходки» - прародители современных огоньков, пока что только в формате простого анализа дня.

В 1920 году историю становления огонька продолжили «общие собрания» в учебно-воспитательных заведениях А.С. Макаренко. Основной темой работы собрания было движение вперёд.

Само название «Огонёк» появилось позже, благодаря команде ленинградских педагогов во главе с Игорем Петровичем Ивановым.

Руководители коммуны имени Фрунзе говорили: «Огонёк – начало осмысленной жизни». Очень сильная и отражающая суть мысль. Вспомним о ней, когда будем рассматривать классификацию огоньков.

                                         С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, И.П.Иванов
С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, И.П.Иванов

А пока посмотрим, что происходило с нашим «огоньком» дальше. История продолжилась в ВДЦ «Орлёнок» в начале 60-х годов прошлого века. Тогда в «Орлёнок» приехали ребята из коммуны имени Фрунзе и привезли новую для орлят традицию. В то время между «огоньком» и «анализом дня» ещё стоял знак равенства.

Быстро стало понятно, что при ограниченном времени смены, нельзя оставлять методику коммунарского «огонька» как есть. И её модифицировали применительно к различным этапам становления временного детского коллектива.

Итак, появилось две новых формы вожатской педагогики:

Анализ дня (вечерняя рефлексия).

Длится 15-20 минут;
Проводится практически каждый день;
Помогает собрать обратную связь по дню;
То самое «Каша вкусная, вожатые добрые, комната красивая» – то, чего при грамотном проведении огонька быть не должно, здесь допускается
Почти не требует подготовки от вожатого и детей

Огонёк:

Привет! Сегодня начнём обсуждать такой важную часть вожатской педагогики как огонёк.  Без лишних слов включаем нашу машину времени!-3
Длится от часа до двух;
Проводится 3-4 раза за смену;
Формирует потребность осмысления, учит анализировать;
Воспитывает культуру общения;
Помогает разобраться в своем отношении ко многим темам;
Учит формулировать свои мысли и публично высказывать суждения;
Формирует представление об отряде, своём месте в нём, о жизненных перспективах;
Формирует ценностное отношение к предмету обсуждения;
Как важное мероприятие в жизни ВДК требует подготовки от вожатого и создания соответствующего настроя у детей;
И так далее, тут почти бесконечный список!

В следующих статьях мы подробнее поговорим о самом проведении огоньков, но прежде чем идти дальше и углубиться в традиции и советы, договоримся о нескольких правилах:

  1. Огонёк и анализ дня, как уже сказано выше – совершенно разные вещи.
  2. Забудьте слово «Свечка» . Говорят «свечки в аптеке», а горящая свеча действительно может быть важным элементом огонька .