148 подписчиков

Guns N' Roses: биполярный шизоид, безумный шляпник, трое панков и Кетайская Демократия

Никому не известные Майкл Эндрю "Дафф" Маккаган, Иззи Стрэдлин (Джефри Дин Ибселл), Эксл Роуз (Уильям Брюс Роуз–Бейли), Стивен Адлер (Майкл Колетти) и Слэш (Сол Хадсон), одно из первых групповых фото за столиком в кафе Canter’s Deli, июнь 1985 года
Никому не известные Майкл Эндрю "Дафф" Маккаган, Иззи Стрэдлин (Джефри Дин Ибселл), Эксл Роуз (Уильям Брюс Роуз–Бейли), Стивен Адлер (Майкл Колетти) и Слэш (Сол Хадсон), одно из первых групповых фото за столиком в кафе Canter’s Deli, июнь 1985 года

Весна
Если бы помойные мартовские коты запилили рок–балладу, они пели её голосами Эксла Роуза. Его почти шестиоктавный диапазон перекрывает всех ближайших конкурентов, включая Фредди, Йена и даже Роберта Планта. При этом Эксл может брать ниже признанных баритонов, а наверху у него "сосут" сладкоголосые Адель и Бейонсе. Неспроста эти душераздирающие рулады разошлись по миру 100–миллионными тиражами, и их рейтинговые рекорды до сих пор не побиты. Хотя, стоило Роузу остаться без верных подельников, раскрученное лидерство быстро покатилось под откос. И об этом наш сегодняшний психомузыкальный обзор.

Ищите женщину
Когда–то совсем ещё молодые Guns N' Roses реально вылезли из говна.
— По утрам я срал в коробку, — рассказывает Эксл о периоде становления, — и выкидывал её в мусор. Ближайший туалет торчал в конце улицы и был постоянно заблёван. Зато всегда находилась пара долларов на краснуху Night Train из ближайшего маркета, позднее воспетую в песне про ночной поезд. Их крохотная студия на Сансет–стрип сразу же превратилась в притон–ночлежку, и вскоре вся соседняя аллея бурлила по ночам андеграундной тусой. Кое–кто из наших героев приторговывал там наркотой, остальные снимали баб и дружно закидывались. Дело доходило до смешного, пока одни жарили слетавшихся к парням цыпочек, другие шарили у них в сумочках, выживая в шумном мире Западного Голливуда.

На первый концерт GN'R пришло не более дюжины зевак, первое самостоятельное турне провалилось из–за сдохшей машины. Но вскоре Эксл трахнул очередную обдолбанную девицу, и жизнь завертелась с новой силой. Сколько было этих лохматых раскрашенных красавиц, никто и не вспомнит, но именно My Mishelle оказалась несовершеннолетней, и Guns влипли в полицейскую разработку. Бросив насиженную берлогу, они сбежали к своей музыкальной агентше Вики Хэмилтон, превратившись на время в гонимых бунтарей–нелегалов. От непрекращающегося кипиша в её съёмной квартирке Вики воспылала ещё большим желанием побыстрее их продвинуть. Бедняжка влезла в долги и приложила кучу усилий, но когда пришло время подписывать первый контракт, её тупо кинули, оставив у разгромленного корыта. Ведь всё это рок–н–ролл, детка: банда оголтелых алкашей–наркоманов во главе с наглухо пробитым вокалистом упорно двигалась к мировой славе.

Лихие 90–е
Можно сказать, что Guns N' Roses спасли рок–музыку на рубеже 90–х. В конце 80–х в ней почти не осталось настоящих кумиров. Старички, типа Led Zeppelin, Deep Purple или Rolling Stones сходили или сошли со сцены, панки стали мейнстримом, а новая поросль, начесав хайеры и подведя глаза, превращала рок в гламурную долбёжку. Нет, ветеранов ещё хватало, но в них уже не было духа улицы, и народившееся племя юных фанатов плевать хотело на заслуженное пердунство. Guns оказались как глоток свежего воздуха. Объединив в себе суровые блюзовые традиции, неистовый панк–метал и тяжеленные хардроковые риффы, они взорвали это болото. А ещё у них были охеренно народные баллады и пронзительное соло Слэша, над которым царил безумно энергетический вокал Роуза. Плохие парни, погрязшие в распутстве, поют о чистой любви, — что может быть трогательнее! Рецепт успеха на все времена. Но, главное, пока другие монстры рока завязывали с наркотой и бухлом, пятёрка из Западного Голливуда по–прежнему убивала себя всеми возможными способами. И это несомненно подкупало.

Биполярный Эксл
Экслу буквально ставили диагноз биполярное расстройство, пытаясь лечить всякой хренью. В группе за ним закрепилась кличка Аятолла, и нарастающая шиза уже раскинула свои чёрные крылья. Увлёкшись модным психоанализом "вытесненных воспоминаний", он вспомнил и отца–маньяка, трахнувшего мальчонку в 2–летнем возрасте, и ортодоксального отчима, лупившего почём зря за любую провинность. С таким багажом страданий можно списать любые бесчинства, и история несчастной любви к крошке Эрен Эверли яркий тому пример. Он пинздил её до свадьбы, после свадьбы и во время беременности, а потеряв ребёнка, разгромил любовное гнёздышко. Эрин тоже пинздила его в ответ, и их расставание, по сути, позволило обоим дожить до седых мудей.
Последующие отношения с дамами повторяли шаблон Эрин, но главный косяк биполярного Эксла — грызня с коллегами по работе. Настрой нестабильного вокалиста менялся почти мгновенно, он отдалился от всех, и любимой фичей стало эффектный срыв концертов. Образ самой ипанутой группы мира способствовал, а расистско–гомофобные выпады подливали масла в огонь. Задержка шоу на час–два считалась нормой, за херовый отклик из зала Роуз прыгал в толпу бить морды, провоцируя масштабные побоища. Это было совсем не прикольно, группа теряла деньги, престиж и поклонников. Весёлое рок–н–рольное приключение превращалось в унылые распри и финансовые разборки.

Пылающая Metallica
Показателен совместный тур Guns N’ Roses и Metallica летом 1992, вписанный в анналы метровыми буквами. Разогревать обоих хедлайнеров предстояло Нирване, но Курт Кобейн, почуяв надвигающуюся жопу, благоразумно слился, и открывать шоу пришлось менее удачливым парням из Faith No More. К тому времени Black Album Металлики разошелся 16–миллионным тиражом, Ганзы продали 14 миллионов копий своих Use Your Illusion. Это была битва титанов, и билетов разлетелось туева хуча.
Непруха началась в Мичигане, где Эксл Роуз блеванул прямо на сцене. Guns переиграли песню, но впечатление было испорчено, и Джеймс Хетфилд с товарищами начали отпускать язвительные шуточки, вбив клин между двумя группами.
Дальше — больше, на стадионе в Нью–Джерси у Акселя жутко разболелось горло, он кашлял кровью, но всё равно пытался досипеть Knockin’ on Heaven’s Door до конца. Как вдруг излишне меткий поклонник засадил ему металлической зажигалкой прямо по яйцам, красиво подчёркнутым облегающими шортами. Эксл умчался за кулисы, и допевать пришлось Даффу, вызвав бурю негодования.

В Монреале на закрытом стадионе Олимпик зажгла уже Metallica. В пылу выступления Джеймс Хетфилд забрёл к пиротехнической рампе, где фейерверков было припасено больше, чем на День Независимости. На харизматичного гитариста обрушился целый ураган огня, едва не лишив его правой руки. Джеймса с ожогами увезли в больницу, а Guns N’ Roses опять обосрались по–полной. 4 часа Эксл торчал в гримёрке, изображая вырождающегося инфанта, потом у него заболело горло, он сбежал со сцены, и зрители не выдержали. Разъярённая толпа разнесла фойе, зал и аппаратуру и выплеснулась на улицу, устроив там Варфоломеевскую ночь! Разгневанные фаны жгли машины, громили витрины и избивали прохожих. Городу был нанесён колоссальный ущерб, и Металлика обвинила коллег в разжигании.
В финале, посчитав прибыль, Guns получили лишь пятую часть причитающихся им средств, остальные 80% ушли на штрафные санкции. Metallica заработала гораздо больше.

Медные трубы
Испытание славой у всех проходит по–разному, и первым не выдержал барабанщик Стивен Адлер, сторчавшись вконец из–за героиновой зависимости. Стив не являлся ключевой фигурой, но когда группу покинул гитарист Иззи Стрэндлин, написавший добрую треть песен, GN'R конкретно запереживали. Иззи с детства знал Эксла, они всегда поддерживали друг друга, и его панковская душа жаждала драйва, а не коммерческого производства. Оставшиеся Слэш и басист Дафф Маккаган с трудом терпели новый порядок, периодически выныривая из алкогольно–наркотического тумана. Теперь у них были свой оркестр, подпевки, рояль для Эксла, гардероб сценического шмотья и самая большая дорожная команда, включающая кармических гуру, заряжавших площадки нужной энергией. Все они подписывали кучу бумаг о неразглашении, любого человека с камерой выводили из зала. Их воспаривший в астрал лидер, прибрав все права на бренд GN'R, совсем перестал якшаться с "чернью", требуя личного пространства и подчинения. Крыша Эксла Роуза стремительно обгоняла ноги.

И Кетайская демократия
Последний диск Эксл записывал один. Вернее, людей он задействовал целую армию, но бывшие друзья–коллеги в записях не участвовали. 10 лет Роуз ипал мозги лейблам, приглашённым музыкантам, операторам, продюсерам и менеджерам. За это время себестоимость несуществующей пластинки достигла 13 млн $, став очередным рекордом группы. Chinese Democracy всё–таки вышла в 2008 и даже стала платиновой на волне раздутой шумихи. Эксл судился с кем только можно, Китай запретил диск на своей территории, треки крутили по всему интернету, использовали в компьютерных играх, а Dr. Pepper обещали каждому жителю Америки (кроме Слэша) по бесплатной банке своей отравы, в честь выхода чудо–диска.
Ну что тут скажешь: когда пишутся столько профи, всё выглядит очень профессионально. Местами даже забойно, хотя кое–где просто попса, но в целом жизни в Chinese Democracy нет, как нет там Иззи, Слэша, Даффа и Стивена. Это не шестой диск Guns N' Roses, это грёбанный сольник постаревшего Эксла. На его фоне даже предыдущий сборник панк каверов The Spaghetti Incident? безоговорочно сносит крышу, а от первых дисков предательски щиплет в глазах.

P. S. Show must go on
На этом наша история не заканчивается: в 2016 трое отцов–основоположников (Роуз со сломанной ногой, Слэш с вживлённым кардиостимулятором и Дафф Маккаган почти без поджелудочной) вновь объединились, запилив двухлетнее мировое турне Not In This Lifetime, собравшее около полумиллиарда $. Восседая с гипсом в шикарном кресле, оформленном грифами гитар на манер трона из Игр Престолов, Эксл Роуз был неотразим. Безумный Шляпник с Les Paul наперевес и подтянутый трезвый Дафф смотрелись не хуже. И самое удивительное, Эксл больше не не опаздывал на концерты. Что какбэ подтверждает истину Кита Ричардса: хочешь успеха — никогда не бросай свою группу.