Признаться, этот текст я хотел опубликовать после церемонии раздачи "Золотых глобусов" - мне казалось абсолютно очевидным, что награду в категории "Лучший драматический актер" получит именно Гари Олдман за роль в исторической драме "Манк" Дэвида Финчера. Уважаемые "выборщики", впрочем, посчитали, что отметить призом в этот раз стоит безвременно ушедшего Чедвика Боузмана. Не стану спорить и возмущаться - дело хозяйское, да и на назревающий "Оскар" Олдману это скорее повлияет положительно. Поэтому будем считать, что праздник просто немного перенесли, и это не повод отмахиваться от хвалебной оды, идущей ниже...
Гари Олдмана заслуженно любят поклонники самых разных жанров и зрители всех возрастов - актер любит и умеет перевоплощаться. Наверное, каждый легко назовет любимый образ, воплощенный этим артистом (мой, разумеется - Стэнсфилд из "Леона"), но в связи с "Манком" мне хотелось бы вспомнить о тех нескольких ролях, которые переносили на экраны реальные исторические личности. Удивительно, но пять реально существовавших персон, сыгранных Олдманом, разительно отличаются друг от друга - артисту пришлось добиваться уникальности каждого образа не только талантом, но и сопутствующими средствами. И это тоже интересные детали работы в кино.
Так в кого же Гари Олдману удалось перевоплотиться за свою карьеру?
Сид Вишес - "Сид и Нэнси" (1986)
Актер знаменитой Королевской шекспировской труппы Гари Олдман к 1986 году уже имел опыт съемок, правда, в основном для телевизионного экрана. Именно в театре его присмотрел режиссер Алекс Кокс, загоревшийся идеей перенести в кино историю басиста панк-группы Sex Pistols Сида Вишеса, однако, уговорить Олдмана было делом непростым. Избалованный серьезными театральными постановками актер посчитал сценарий фильма поверхностным, а образ плоским, и убедить его сниматься удалось только под нажимом агента.
Перед началом съемок Олдман заметно похудел - диета из тушеной рыбы и дыни даже отправила его на больничную койку, зато на экране актер выглядел, как человек, злоупотреблявший всем запрещенным и вредным, до чего мог дотянуться. По словам артиста, изображать уличную шпану ему было совсем не трудно - детство его прошло в Южном Лондоне, где каждый день был похож на бой. Несмотря на то, что фильм "Сид и Нэнси" в основном был фанатами раскритикован, даже от них Олдман получил только похвалу. Отметила сходство с сыном и мать Вишеса - она подарила актеру цепь и замок, которую на шее в реальности носил Сид. Именно их вы видите в кадре.
Джо Ортон - "Навострите ваши уши" (1987)
Следующей после "Сида и Нэнси" картиной для Гари Олдмана стала драма Стивена Фрирза "Навострите ваши уши", посвященная жизни и смерти британского драматурга Джо Ортона. Кроме своего удивительного писательского таланта, Ортон был известен и своей нетрадиционной сексуальностью, что в послевоенной Британии, мягко говоря, не приветствовалось. Отсюда и трагическая развязка его короткой жизни - любимчик критиков и кумир богемной публики был убит во сне ревнующим любовником в возрасте 34 лет на самом взлете карьеры.
Олдман удивительно легко переключился с вызывающе дерзкого панка на сторонящегося шума и лишнего внимания Ортона - его герой похож на маленькую птичку, постоянно настороженно оглядывающуюся и ожидающую опасность. Современники писателя отметили, что актер невероятно точно воспроизвел жесты, мимику и даже голос Джо Ортона, но, что было гораздо важнее, артист наделил персонажа притягательностью, "идентичной натуральной" - это сделало "Навострите ваши уши" культовой лентой в среде сексуальных меньшинств.
Ли Харви Освальд - "JFK: Выстрелы в Далласе" (1991)
Если смотреть хронометраж, то участие Гари Олдмана в политическом триллере "JFK: Выстрелы в Далласе" относительно невелико - он сыграл Ли Харви Освальда, человека, которого, во-первых, очень быстро убили, а во-вторых, автор фильма Оливер Стоун не считает Освальда напрямую причастным к убийству Джона Кеннеди, а потому и рассказывать о нем не желает. Да, изначально Олдман должен был появиться в кадре всего на пару минут, но актер настоял на том, чтобы ему дали возможность проявить себя.
Подлинные мотивы появления Освальда в Далласе и некоторые детали его прошлого (между прочим, он бывал даже в СССР, и считается, что там его завербовал КГБ) до сих пор вызывают много споров. Чтобы понять своего героя Олдман познакомился с семьей Ли Харви, он часами изучал биографию и немногочисленные свидетельства знакомых Освальда. По-прежнему верующий в заговор спецслужб Стоун неохотно согласился дать актеру чуть больше экранного времени, и этого хватило, чтобы "Выстрелы" считались лентой не только с Кевином Костнером в главной роли, но и вошли в золотую фильмографию Гари Олдмана.
Уинстон Черчилль - "Темные времена" (2017)
Может показаться несправедливым, что столь блистательный актер свой первый "Оскар" (я настаиваю на том, что должен быть и второй) получил только к 60 годам, но мы знаем примеры и похуже. Но после выхода на экраны "Темных времен" у Академии просто не было выхода - статуэтка должна была уйти Черчиллю. Именно Черчиллю, потому что Олдман полностью растворился в своем персонаже - он СТАЛ премьер-министром Британии, он его воскресил и проник ему под кожу. Если не это должно быть отмечено главным кинематографическим призом, то что тогда?
Безусловно, важнейшее влияние на воспроизведенный в кадре образ оказали гримеры - гениальный мастер пластики Кацухиро Цудзи создал накладки, трансформирующие лицо и форму тела достаточно сухопарого Олдмана. Но ведь и актерского в этом образе очень много! Несколько дней Гари Олдман провел, неотрывно просматривая всю имеющуюся кинохронику с Черчиллем - не только времен начала Второй мировой войны, чему посвящена картина, но и до самой смерти. Потрясающая игра однозначно продемонстрировала, что актеру по плечу любая роль, даже такая сложная, противоречивая и физически изматывающая, как Уинстон Черчилль в "Темных временах".
Херман Манкевич - "Манк" (2020)
Выбор Гари Олдмана на роль голливудского сценариста 1930-х Хермана Манкевича многих критиков озадачил - по возрасту актер уже не слишком годился в 35-летние задиры. Но Дэвид Финчер вряд заслужил бы титул одного из самых талантливых режиссеров своего поколения, если бы у него отсутствовало чутье - он увидел в Олдмане то, что требовалось для картины, он вытянул это из актера, он сделал опыт британца козырем и локомотивом истории.
В свою очередь, Олдман придал экранному Манкевичу тот неуловимый шарм, которым реальный Манк умудрялся обаять всех голливудских боссов предвоенной Америки. Попутно актер привнес энергетику и экспрессию, зажигающую порой слишком углубляющийся в детали фильм. Олдман пересмотрел множество старых фильмов, чтобы прочувствовать мимику, жесты и скорость движения людей, живших за 80 лет до нас, и именно он дает черно-белой картине яркость, какой не каждый разноцветный блокбастер может похвастать.
Еще раз повторю, что от души желаю победы Гари Олдману в схватке за "Оскар" в 2021 году. А еще, желаю всем нам видеть его в новых ролях как можно дольше и чаще - этот актер каждой картиной заслуживает нашего внимания. И я безусловно буду писать о его новых фильмах (кстати, загляните в мой текст про "Манка" и реального Манкевича) на канале Киноведа в штатском, а вам нужно лишь читать, смотреть, беречь близких, не болеть, и...
Увидимся в кино!