Найти в Дзене

Критерии оценки в БИ.

Вопросы адекватной оценки качества и эффективности того или иного БИ нередко становится тем самым камнем преткновения, о который в различной литературе и в Интернете сломано немало копий. В данной статье я постараюсь рассмотреть базовые критерии, как соревновательные и условно боевые, так и не соревновательные, технические, которые, в немалой мере актуальны для любого БИ.

Ведь что представляют из себя качество и эффективность? Это техника, помноженная на дух. Причем понятия эти неотделимы друг от друга и одно порой является следствием другого. Применение качественной техники в бою невозможно без соответствующей базовой подготовки, также, как и дух будет слабым, не пройдя своеобразную закалку, которую предлагают различные системы в том или ином варианте. В основном конечно речь идет о восточных единоборствах, где существует термин «до» - путь, которым необходимо двигаться к освоению все более высоких степеней мастерства во всех предлагаемых смыслах.

Многим людям свойственно оценивать стили БИ с позиции «неважно, каким способом – лишь бы вырвать победу». Пусть техника будет грязной, или ее вообще не будет, главное уничтожить противника и тогда цель будет достигнута. Такая позиция наиболее свойственна поклонникам исключительно спортивных, соревновательных стилей, где во главе угла стоит не чистота исполнения, а конечный результат. Т.е. одна единственная цель такого человека – побыстрее научиться уничтожать противника и ради этого он и идёт заниматься. Он так и говорит – надо чтобы это работало на улице, поэтому я пришел учиться драться. Своего рода современный прагматизм. Впрочем, везде имеются и свои приятные исключения. Беда лишь в том, что с данной позиции приверженцы столь простого подхода подходят не только к спорту, но и к боевым искусствам, что неприемлемо в принципе. Никогда уничтожение противника не было целью изучения боевых искусств. Скорее изучение боевых искусств – это способ самосовершенствования, как технического, так и духовного, или, если хотите, морального. Соответственно, данный способ подразумевает комплексную работу над собой в течение очень долгого времени, а зачастую всей жизни. При этом составляющая непосредственно боев (соревнований) часто отходит на второй план, либо вовсе отсутствует, и не потому, что стили слишком смертельные и опасные, а потому, что в ряде случаев данный подход идет в ущерб основным задачам – техническому и нравственному совершенствованию. Эффективность непосредственно в бою при этом является побочным эффектом от процесса обучения, зато если бой не состоится вовсе (а мы знаем, что это лучший бой), останется масса навыков различного характера, полезных в повседневной жизни. А вот если лишить приверженца уничтожения противника возможности драться, он станет попросту бесполезен. Это и отличает хорошее умение драться от мастерского владения БИ. В любом случае каждый сам выбирает свой путь.

Итак, какие же основные методы оценки могут быть применены к СЕ и БИ ? Во-первых, это конечно непосредственный контакт, т.е. спортивные состязания (спарринги) и использование навыков определенного толка в критической ситуации на улице.

Проблема заключается в том, что часто данные методы оценки могут не давать объективного результата, т.к. в отношении уличных драк имеется слишком много моментов, которые играют подчас решающую роль. Например, человек, хорошо подготовленный технически и имеющий опыт спаррингов и соревнований способен банально спасовать перед реальной угрозой. Струсить, «поймать ступор», и т.д., причем именно в момент, когда все решается в доли секунды. Хитрость заключается в том, что качественная работа в условиях не спортивной, а реальной опасности, находится в прямой зависимости от уровня самоконтроля человека, его умения (природного или приобретенного) абстрагироваться от ситуации в условиях мощного выброса адреналина и других замечательных химических веществ, которые вырабатываются автоматически и от осознанного контроля не зависят. Т.е. здесь речь ведется уже непосредственно о навыке, т.е. бессознательной способности реагировать на возникшую ситуацию. Эффективность реакции при этом определяется качеством навыка. В отличие от привычки, навык, согласно Н.А.Бернштейну, как правило, не связан с устойчивой тенденцией к актуализации в определенных условиях, соответственно являясь фактором подготовленности достаточно универсального характера.

На формирование навыка влияют:

1) мотивация, обучаемость, прогресс в усвоении, упражнения, подкрепление, формирование в целом или по частям;

2) для уяснения содержания операции — уровень личного развития, наличие знаний, умений, способ объяснения содержания операции, обратная связь.

3) для овладения операцией — полнота уяснения её содержания, постепенность перехода от одного уровня овладения к другому по определенным показателям (автоматизированность, скорость и пр).

Данные тезисы свидетельствует еще и о том, что если навык эффективной технической работы в условиях переизбытка адреналина отсутствует в тренировочном, процессе, то мечтать о том, что он внезапно проявится в противостоянии с бандитами, мягко говоря, нелогично.

Второй аспект – это характер человека, или его внутренняя сущность. Иными словами, если человек от природы не боец, то приобрести необходимые качества, воспитать внутренний стержень, характер и дух – задача крайне нетривиальная, ну или как минимум намного более сложная, нежели развить имеющиеся качества в необходимом ключе.

Возвращаясь к теме оценки качества или эффективности, можно отметить еще один любопытный факт, а именно, что зачастую победа над противником не является следствием качественного технического навыка, а появляется, как фактор случайности, ситуативного везения, или же становится результатом наличия сильного духа, высокого уровня мотивации или превалирования на чисто физическом уровне. Говоря простым языком, упертый, терпеливый, нацеленный и мотивированный боец может запросто положить технически более сильного соперника. За примерами волевой победы долго ходить не нужно, достаточно внимательно понаблюдать за соревнованиями по боксу или каратэ, где такие случаи не редкость.

Вывод напрашивается один – соревнования или уличные драки не могут быть 100% объективным критерием оценки качества подготовки, техники, морального уровня бойца, ввиду наличия большого числа слабо факторизуемых переменных.

Тем не менее, глядя на соревнования или драку, даже полный профан в БИ может легко выделить более техничного спортсмена на фоне остальных выступающих или даже на фоне непосредственного противника. Какие же моменты помогают даже неспециалисту с легкостью выявить то самое пресловутое качество техники, да и подготовки вообще? Здесь, как и в первом случае присутствует целый комплекс универсальных факторов, подсознательно дающих целостную картину. Это те самые критерии, которые могут быть отнесены к универсальным для БИ и имеют больше отношения к методикам обучения, нежели к фактическому противостоянию на практике. Разберемся с ними более подробно:

Что, прежде всего, представляет из себя так называемый визуальный ряд, когда производится намеренная или подсознательная оценка качества техники и подготовки вообще? На первом месте, разумеется, будут находиться факторы, определяющие движения и перемещения спортсмена. То, как он себя ведет, насколько экономичен, сосредоточен и скоординирован, контролирует ли равновесие, совершает ли лишние движения, насколько быстро устаёт (выносливость). Но это описание больше бытового уровня, поэтому обратимся к нескольким (далеко не всем) терминам.

«Дзансин» (или как бывает, называют по-русски «заншин»). В прямом смысле zanshin (Дзансин 残心 ) это «остатки сознания». 残す – zan /nokosu – оставлять (после себя), сберегать; 心 – shin – дух; душа; сердце; сознание. Т.е. грубо говоря, это термин, комплексно описывающий удержание состояния боевого духа, четкость и наполненность действий, состояние духовной и физической уравновешенности и концентрация внимания. Можно сказать, что это своего рода сосредоточенная наполненность любого действия (или бездействия), даже нахождения в положении мусуби-дати или сейдза. Это обычно и имеют в виду мастера БИ под понятием «дзансин», а не то, насколько просто красива внешняя форма.

«Тайминг» - способность осуществлять нужные технические действия вовремя, точно в заданных временных рамках. Простой пример – прошедший удар на опережение.

«Авасэ» - буквально может быть истолковано, как «приглашение», когда осуществляется контролируемая провокация необходимых действий противника в нужный момент.

"Правильность (или культура) движений" - подразумевает под собой техническое соответствие действий спортсменов основным требованиям и принципам стиля.

В дополнение можно также взглянуть на систему оценок при исполнении ката например в каратэ. Вообще ката не являются танцем или театральным номером. Они должны выполняться в соответствии с традиционными ценностями и принципами, содержать реальные боевые приемы и его техника должна демонстрировать концентрацию, силу и потенциальный эффект, демонстрировать как физическую силу, силу духа и скорость, так и пластику, ритм и равновесие. Поэтому при оценке учитываются следующие факторы:

1) Реалистичная демонстрация значения ката;

2) Понимание исполняемой техники (бункай);

3) Хорошее время исполнения, ритм, скорость и концентрация (кимэ);

4) Правильное использование дыхания для выполнения кимэ;

5) Правильная концентрация внимания (чакуган);

6) Правильность стоек с необходимым напряжением ног и касанием всей стопы пола;

7) Необходимое напряжение низа живота (хара) и отсутствие колебаний центра тяжести по вертикали при выполнении движений;

8) Правильная форма (кихон) демонстрируемого стиля;

9) Выполнение должно оцениваться с других точек зрения, например, сложность выполняемого ката.

10) В командном ката синхронное исполнение, без каких-либо внешних подсказок является дополнительным фактором. Участник, который изменяет ситэй ката - дисквалифицируется. Участник, который останавливается во время исполнения ката, или выполняет не то ката, которое было объявлено, дисквалифицируется. Участник, который выполняет неподходящее ката или повторяет ката - дисквалифицируется….. и т.д.

Эти, а также многие другие моменты в целом характеризуют визуальный ряд исполнения формальной техники, или ведения боя, что и позволяет достаточно объективно оценить качество подготовки, то, как человек занимается и насколько тщательно подходит к подготовке.

Вряд ли у кого-либо могут возникнуть сомнения, что все перечисленные моменты невозможно постигать только путем набора опыта в боях и спаррингах. Ведь они – лишь одно из многочисленных опосредованных средств обучения. Качество техники предполагает длительную и кропотливую работу над каждым нюансом техники и психологии человека, т.е., по сути, требует длительного и, прежде всего, системного получения знаний, где каждый навык формируется последовательно и организованно.

Итак, вряд ли можно говорить о наличии одного единственного способа оценки эффективности того или иного вида СЕ или БИ. Упрощенная схема «кто кого победит», на мой взгляд не является приемлемой в качестве универсальной. Исключение составляют те виды, которые созданы именно для этой конкретной цели. Но даже там встречаются люди, исключительно хорошо подготовленные технически, упертые не только в сам результат, но и в способ его достижения – это те, на кого простому обывателю приятнее всего смотреть по телевизору, например легенды мирового бокса.

В любом случае, даже само понятие эффективности не вписывается в простейшие и привычные рамки. У одних эффективность – это кто кого вырубил на ринге или на улице. У других это то многое, что он сумел получить для себя путем долгих и упорных тренировок помимо побед над противниками, хотя и таковые у него могут иметься. Данная субъективная для каждого человека оценка рождается из практики того, чем человек занимается, чему он себя посвятил. А вот критерии оценки, будь они хоть результативные, хоть чисто технические, на самом деле преследуют одинаковые цели и имеют одинаково важное значение.

Наиболее целостно в данном варианте выглядело бы наличие в спорте достижений, подкрепленных очень качественной техникой, а в не спортивных видах – чистоты и соответственно красоты техники, соблюдения всех универсальных для БИ базовых принципов, способности побеждать себя самого и развития морально нравственного аспекта соответствующего «до». Ведь конечная цель по большому счету всегда заключается не в противостоянии, как таковом, а в сохранении собственной безопасности и способности находиться в гармонии с самим собой.

Все перечисленные по тексту критерии давно опробованы в своих сферах и несут исключительно практический оттенок, т.к. выработаны годами (а некоторые веками) практики различных единоборств и БИ. Приверженцы обоих моделей оценки могут бесконечно спорить друг с другом касательно того, что более реально и кто сильнее, однако существующие, исторически сложившиеся критерии оценки от этого не изменятся и их наличие, а также объективность вряд ли может быть оспорено достаточно достоверно и адекватно. Не зря в качестве судей обычно выступают профессиональные, заслуженные в своей сфере люди. Мало того, настоящий профессионал в каратэ без проблем даст оценку айкидо, а профи айкидока без вопросов оценит уровень боксера и для этого не обязательно выходить на ринг.

А если действительно есть, кому оценить, то дальше все просто – кто-то соответствует универсальным критериям (принципам) БИ, а кто-то нет. Это и только это отличает плохую технику от хорошей, профессионала от дилетанта и в принципе потенциально ставит знак равенства между любыми видами, как системами подготовки. Дело в самом человеке.