В 2018 году вышел весьма любопытный фильм, который сочетает в себе сатиру, комедию, фантастику и даже антиутопию. При его оценке очень важно знать, что режиссировал киноленту Бутс Райли — человек, который является, во-первых, рэпером, а, во-вторых, ярым коммунистом. А теперь представьте себе, какое кинопроизведение мог создать человек с коммунистическими взглядами и богатой, даже безумной фантазией. Давайте то, что у него в итоге получилось, как раз и обсудим. Фильм называется «Простите за беспокойство» (Sorry to Bother You).
Аннотация
Афроамериканец Кассиус Грин пытается найти хоть какую-то работу. Он живет в гараже у дяди, передвигается на сломанной старой машине и уже четвертый месяц пребывает в полном безденежье. Но однажды ему везет — главного героя берут в телемаркетинг. Теперь парню необходимо обзванивать разных людей и продавать им всякие ненужные вещи. Поначалу дела идут не слишком хорошо, однако вскоре один из коллег советует Кассиусу использовать «белый голос» — то есть разговаривать так, как это делают белые мужчины — уверенно, вальяжно и ненавязчиво. После этого главный герой начинает заключать сделки одну за другой, а это значит, что теперь его могут пригласить на верхний этаж — место, где работают лучшие сотрудники с более высокой зарплатой. Но какие секреты хранит самый высший уровень, про который почти ничего неизвестно?
И чего тут интересного?
Фильм оказался в хорошем смысле этого слова особенным. Ленту точно не получится назвать проходной, но зато ее легко можно отнести к категории штучных. У подобных кинопроизведений не бывает сиквелов, да и будущие ремейки на них представляются с большим трудом. Это будто очередная серия «Южного Парка» или ещё один роман раннего Пелевина.
Учитывая, что режиссировал фильм коммунист, о чем он решил рассказать и что он при этом собрался критиковать, представить не очень трудно. Сначала может показаться, что главной проблематикой в истории будет расизм, однако вскоре он уступает место капитализму с его несправедливым распределением благ — когда бедные беднеют, а богатые богатеют.
Раскрывает эту тему Бутс Райли в весьма любопытной манере — через сатиру, юмор, ярких персонажей и любопытный сюжет, который вряд ли улетучится из вашей памяти в первые дни и даже месяцы после просмотра.
Если первые две трети кинопроизведения — это сатира и комедия, то третий акт номинально представляет собой фантастику. Однако, по сути своей, он является кульминацией всего того, что было до него.
Главная тайна фильма, которая раскрывается как раз ближе к финалу (но не в самом-самом конце), поистине удивляет и даже шокирует. В этот момент всё в киноленте служит такому восприятию — и картинка, и звук, и актерская игра.
А минусы есть?
Однако, стоит сказать, что идеи этого фильма — и главная, и второстепенные — побеждают его постановку. То есть после просмотра вы при случае, конечно же, будете вспоминать главные сюжетные особенности киноленты, многие из которых выглядят весьма ярко и оригинально (иногда даже культовый «Лебовски» вспоминается, чего уж греха таить, да и смелая «Идиократия» тоже), однако вероятность того, что не все из них вы увидите, так как просто-напросто выключите «Простите за беспокойство» где-то на его середине из-за того, что почувствуете скуку, тоже существует. Фильм получился очень любопытным, но не слишком захватывающим.
Всё дело в том, что создатели кинокартины в первых двух третьих сильно размыли ее главную тайну, к раскрытию которой история вроде как должна подводить. И вместо целенаправленного пути к чему-то важному, сокровенному мы получаем вялое развитие событий, постоянно перемешивающееся с экспозицией, из-за чего в некоторые моменты перестаёшь понимать, зачем ты вообще смотришь этот фильм. Да, он кажется забавным, даже оригинальным, но каким-то бесцельным, по крайней мере, в те самые первые две трети. На сатире, ярких визуальных образах, забавных сценках и социальном подтексте далеко не уедешь, нужен ещё сюжет — хоть какой-то. А вместо него здесь что-то больше похожее на намётки, растянувшиеся почти на два часа.
Сюда же отнесем и то, что идеи фильма и приемы по их реализации кажутся важными, дискуссионными, значительными, однако не такими уж и новыми и не слишком глубокими. В той или иной степени что-то подобное уже было — если не в кино, то в литературе или анимационных проектах точно. Да, визуальная составляющая помогает фильму быть не таким, как все, однако — и я об этом писал выше — «Простите за беспокойство» выглядит всего лишь как еще одна серия «Южного Парка». Только более длинная и дорогая.
Что в итоге?
Это любопытное кино, но не для всех. Любите абсурд, сатиру, гиперболы? Тогда фильм, скорее всего, для вас. Хотите четкости и осмысленности? Тогда он вряд ли вам подойдет. Яркая работа, но с несколько вялым сюжетом. Тем, кто считает себя киноманом — смотреть обязательно! Полагаю, что это одна из тех кинолент, на которые будут оглядываться те, кто соберутся снимать что-то на схожую тематику.
Вас может заинтересовать:
А у меня всё. Не забывайте, что ваши лайки, репосты и подписки напрямую влияют на развитие канала, так что большое и искреннее вам за них спасибо!
Другие кинорецензии этого канала ищите по тегу #рецензия_упитко.
Подписывайтесь на мое сообщество на ВКонтакте.
С вами был ваш киноприятель Упитко. Пока!