1,4K подписчиков

Троице-Сергиева лавра

126 прочитали

Редкий по красоте и значимости архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в годы советской власти был передан в ведение Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника, созданного в соответствии с декретом Совета Народных Комиссаров, принятого 20 апреля 1920 года и подписанного Лениным. Благодаря этому декрету удалось сохранить Троице-Сергиеву лавру в качестве исторического, культурного и архитектурного наследия. В 1993 году архитектурный ансамбль лавры вошёл в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры формировался на протяжении нескольких веков. Стены монастыря, построенные в XVI веке, позднее не раз надстраивались и укреплялись, и сейчас выглядят весьма внушительно. В некоторых местах высота стен Троице-Сергиевой Лавры достигает 15 метров, а толщина - почти 10 метров.

Башни лавры тоже неоднократно перестраивались и обновлялись. Самая главная башня лавры - Красная. Она была возведена в середине XVI века над Святыми вратами. Внутри Святые врата оформлены фресками с изображениями Святого Сергия. Именно через Святые врата на территорию обители проезжали первые лица государства российского: цари, императоры и патриархи. К приезду императора Александра II кровлю Красной башни сделали сферической и увенчали её купол крестом.

Сразу за Святыми вратами возвышается пятиглавая надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи, возведённая в 1693-1699 годах над широким арочным проёмом, служащим продолжением торжественного входа в монастырь.

Надвратный храм Рождества Иоанна Предтечи
Надвратный храм Рождества Иоанна Предтечи

Надвратный храм Рождества Иоанна Предтечи построен в характерном для XVII века стиле московского барокко на средства купцов Строгановых на месте старой надвратной церкви во имя Сергия Радонежского.

Нарядный храм украшают восьмигранные окна, обрамлённые резными белокаменными вставками. В 1746 году храм сильно пострадал при пожаре. Внешнее убранство церкви после пожара было восстановлено лишь частично, боковые купола были разобраны в 1806 году - как тогда считали, "для лучшей соразмерности с небольшою величиною церкви". С одной главой храм простоял более 160 лет. Пятиглавие было восстановлено в 1974 году во время реставрационных работ под руководством В.И. Балдина. Пять изящных куполов вернули храму торжественность, соответствующую главному входу, вновь связали его композиционно с пятью главами соседнего Успенского собора.

Успенский собор был заложен в 1559 году в присутствии царя Ивана Грозного. Строительство храма растянулось на долгие годы; в 1564 году оно было прервано из-за крупного пожара, во время которого "выгорел Троицкий Сергиев монастырь, трапезы и казны монастырские в палатах". Освящение собора состоялось уже после смерти Ивана Грозного, в 1585 году, в присутствии нового царя Фёдора Иоанновича.
У царской четы - царя Фёдора Иоанновича и царицы Ирины Фёдоровны Годуновой не было детей, и они решили вымолить наследника, одарив лавру, оплатив в том числе все художественные работы по обустройству Успенского собора. Они были проведены в 1585-1586 годах. Тогда был обустроен и придел Феодора Стратилата и святой великомученицы Ирины, возведённый в честь небесных покровителей царской четы.

Успенский собор стал крупнейшим сооружением монастыря. Он был воздвигнут по образцу Успенского собора Московского Кремля. Несмотря на лаконичность форм, собор выглядит нарядно за счёт ярких куполов и стен, украшенных аркатурно-колончатым поясом, характерным для владимиро-суздальского зодчества. В XVII веке стенопись храма была обновлена, в украшении убранства собора в 1684 году принимали участие иконописцы Дмитрий Григорьев и Симон Ушаков. В XVIII веке собор был частично перестроен; тогда были расширены окна, а прежние купола были заменены на луковичные, сохранившиеся до наших дней.

Рядом с Успенским собором возвышается одноглавый храм Сошествия Святого Духа на Апостолов, построенный в 1476 году. По свидетельствам московских летописцев, храм был возведен зодчими из Пскова. Завершается церковь невысокой колокольней, увенчанной синим куполом. Храм декорирован примечательными узорчатыми белокаменными гирляндами.
Храм Сошествия Святого Духа на Апостолов называют ещё Духовской церковью. Эта лёгкая, стройная церковь с идеальными пропорциями - второй по возрасту лаврский храм.

Троицкий собор
Троицкий собор

Самый древний храм лавры - Троицкий собор, возведённый в 1422 году на месте деревянной церкви силами сербских монахов из Косово, нашедших прибежище в монастыре после битвы на Косовом поле.
В росписи храма участвовали выдающиеся иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный, для иконостаса собора была написана знаменитая рублёвская "Троица", которая сейчас хранится в Третьяковской галерее. Оригинальная стенопись собора не сохранилась; в 1635 году первоначальная роспись была полностью сбита, а фрески XVII века неоднократно поновлялись. В 1949—1952 годах при попытке обнаружить фрагменты рублёвской стенописи в верхней части собора был раскрыт фрагмент росписи XVII века, который был закреплён при реставрации, а несохранившиеся участки фресок были дописаны в духе иконописи XVII века. До нашего времени сохранилось 40 древних икон, размещённых в средних рядах ныне существующего пятиярусного иконостаса,

Троицкий собор особо почитался московскими князьями. Здесь совершил молебен Василий III после победоносного похода на Псков в 1510 году. В 1530 году в Троицком соборе было совершено таинство крещения долгожданного сына князя Василия III и Елены Глинской, будущего царя Ивана IV Грозного. В 1547 году, едва в Москве окончились пышные празднования по случаю свадьбы Ивана IV и Анастасии Романовны Захарьиной, молодой царь с супругой отправился пешком в Троицкий монастырь, где провёл неделю, каждодневно молясь у гроба Сергия. Ещё при строительстве Троицкого собора были обнаружены мощи Сергия Радонежского. Рака преподобного была выполнена русскими чеканщиками по велению Ивана Грозного. За время царствования Иван IV вложил в развитие монастыря не менее 25 тысяч рублей. При Иване Грозном была осуществлена перепланировка монастыря. В 1540-х годах началось возведение белокаменных стен вокруг монастыря. В 1552 году Иван Грозный приехал в монастырь, чтобы совершить молебен в Троицком соборе после успешного взятия Казани. Именно при Иване Грозном монастырская территория приобрела существующие ныне размеры, и Троицкий монастырь превратился в мощную крепость.
С юга в 1552 году к Троицкому собору была пристроена Никоновская бесстолпная одноглавая церковь над могилой преемника Сергия, игумена Никона Радонежского.

В Троице-Сергиевой лавре находится и могила шурина Фёдора Иоанновича - Бориса Годунова и его семьи. Судьба всех членов семьи Бориса Годунова сложилась весьма прискорбно. Сам глава семейства умер в начале 1605 года при подозрительных обстоятельствах. Его перед смертью успели причастить и "постричь" в схиму, под именем Боголеп. Похоронили упокоившегося Бориса Годунова сначала в Архангельском соборе Московского Кремля рядом с другими властителями Московского государства.
Его сын Фёдор Борисович правил страной всего 7 недель, после чего был убит вместе с матерью - княгиней Марией Григорьевной, сторонниками Лжедмитрия. По приказу Лжедмитрия Фёдора Годунова и царицу захоронили без почестей в Варсонофьевском монастыре. Туда же из Архангельского собора перевезли гроб с телом Бориса Годунова. Народу объявили, что Мария и Фёдор Годуновы отравили себя ядом.
Дочь Бориса Годунова Ксению сослали в один из
Белозерских монастырей, где постригли в монахини под именем Ольга. А было ей тогда двадцать три года. О дальнейшей печальной участи Ксении-Ольги было написано немало произведений, изобилующих жуткими подробностями. Пережив своих убиенных родственников на 17 лет, многострадальная Ксения-Ольга умерла в 1622 году в возрасте 40 лет в Покровском монастыре в Суздале.
С воцарением Шуйского прах Фёдора Годунова и его матери был торжественно перезахоронен в Троице-Сергиевой лавре. Здесь же была впоследствии похоронена инокиня Ольга, в миру Ксения Борисовна Годунова.
В Смутное время инокиня Ольга волею судеб оказалась в Троицком монастыре, который выдержал 16-месячную осаду польско-литовских интервентов. Войска Сапеги и Лисовского, подошедшие к монастырю в сентябре 1608 года, обстреливали крепость из 63 орудий и многократно предпринимали попытки штурма; в конце 1609 года в осаждённом монастыре началась цинга, во время эпидемии умерло свыше двух тысяч человек. Всех умерших относили в Успенский собор. К концу зимы людей, способных защищать монастырь с оружием в руках, осталось менее 200. Несмотря на все трудности монастырь стойко оборонялся, по характеристике самих поляков он был вооружён "людьми, железом и мужеством". В январе 1610 года осада была снята русскими войсками под предводительством Михаила Скопина-Шуйского. Монастырь стал одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского.

После многомесячной героической обороны монастыря возрос его авторитет. Монастырь стал одним из символов мужества русского народа, увеличились и пожертвования в монастырскую казну. Монастырские укрепление быстро удалось восстановить (именно тогда стены были надстроены в высоту и увеличены в ширину), началось строительство новых зданий.
В 1682 году, во время Стрелецкого бунта, монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра.
В 1689 году Пётр I ускакал именно в Троице-Сергиеву лавру, спасаясь от заговорщиков бегством из Москвы. После раскрытия заговора сторонников Софьи и жестокой расправы с мятежниками, Пётр I уехал из лавры в Москву уже единовластным правителем. Когда Россия вступила в Северную войну, на военные нужды Пётр I взял из монастырской казны 400 тысяч рублей. В начале XVIII века строительство на территории монастыря замерло. В то время по распоряжению Петра I разрешалось возводить каменные здания только в новой столице России - Санкт -Петербурге.
Монастырская жизнь вновь ожила в годы правления дочери
Петра I - императрицы Елизаветы. Елизавета Петровна часто посещала лавру. Каждый её приезд сопровождался празднеством - фейерверками, пушечной стрельбой и пышными трапезами. При Елизавете Петровне в 1741 году начали возводить новую лаврскую колокольню. Её строительство затянулось, она была возведена только в 1770 году, при Екатерине II.
Построили пятиярусную колокольню рядом с Духовской церковью по проекту Дмитрия Ухтомского. Эта величественная звонница стала одним из лучших памятников русской архитектуры XVIII века. Колокольню украшают изящные белые колонны, белокаменные картуши и навершие, выполненное в виде причудливой золотой чаши. По окончании строительства колокольня стала одним из высочайших сооружений России своего времени (её высота вместе с крестом - 87,33 метра, что на 6 метров превышает высоту
колокольни Ивана Великого в Москве).

В 1784 году на третьем ярусе колокольни были установлены часы с курантами, созданные тульским мастером Иваном Кобылиным. Часы исправно работали до 1905 года, когда монастырское руководство приняло решение заменить их более новыми. К началу XX века звонница лавры насчитывала 42 колокола, а размещённый на втором ярусе Царь-колокол был на момент установки крупнейшим из действовавших в России колоколов. Бо́льшая часть колоколов была разбита в 1929 - 1930 годах. В 2002 - 2004 годах были отлиты и подняты на колокольню новые колокола, в их числе Царь-колокол весом 72 тонны .

Рядом с колокольней находится обелиск, установленный в 1792 году в память о славных делах и событиях, бывших в обители. Обелиск использовался как хронометр - на трёх его сторонах размещены солнечные часы.

Лаврский обелиск, ротонда и Надкладезная часовня перед Успенским собором
Лаврский обелиск, ротонда и Надкладезная часовня перед Успенским собором

Рядом с памятником-обелиском на Соборной площади установлена чугунная чаша с крестом под ротондой. Воздушное изящное сооружение возвели в конце XIX века.

Ротонда с крестом
Ротонда с крестом

Вода в этот бассейн поступает по трубам, встроенным в конструкцию креста, из монастырского источника. Зимой, в сильные морозы, когда трубы замерзают, паломники могут набрать воду только в Надкладезной часовне над Успенским колодцем.

 Надкладезная часовня
Надкладезная часовня

Надкладезная часовня, примыкающая к Успенскому собору с юго-западной стороны, была возведена в нарышкинском стиле в конце XVII века над открывшимся здесь в 1644 году источником целебной воды.

Трапезная палата с церковью преподобного Сергия Радонежского
Трапезная палата с церковью преподобного Сергия Радонежского

В стиле "нарышкинского" барокко построена и Трапезная палата с церковью преподобного Сергия Радонежского в 1686 - 1692 годах. Это протяжённое, свыше 85 метров, нарядное здание украшают полуколонны, геометрические узоры и картуши. Для внешнего убранства Трапезной палаты мастера в 1778 -1780 годах выбрали яркие жёлтые, зелёные и красные цвета.

В настоящее время, в рамках подготовки к празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, в Трапезном храме продолжаются масштабные реставрационные работы.

Научная реставрация архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры велась на протяжении многих лет и в советские времена. Тогда реставраторов консультировали выдающиеся историки, художники и учёные. На реставрацию выделялись огромные суммы. Так, в 1940 году, 6 миллионов рублей было выделено на реставрацию лавры по экспертному заключению  Дмитрия Михайловича Карбышева - генерал-лейтенанта инженерных войск, который до войны был известен, как крупный специалист в области строительства, эксплуатации и восстановления железных дорог, мостов, туннелей, реставрации древних крепостей и храмов, консультант Учёного совета по реставрационным работам. После войны Карбышев получил посмертно звание героя Советского Союза, когда стало известно, что 18 февраля 1945 года в концлагере Маутхаузен генерал погиб после зверских пыток и обливания ледяной водой на 12 градусном морозе. Тело погибшего генерала было сожжено в печах концлагеря. Его подвиг стал примером мужества, стойкости и выдержки советского человека. За подобные проявления героизма во времена раннего христианства мучеников причисляли к лику святых.
В годы войны многие поменяли своё отношение к религии. Даже Сталин в 1943 году дал согласие на открытие новых православных храмов и духовных учебных заведений, более того, сам предложит открыть духовные семинарии и академию. В 1944 году открылся Православный богословский институт и Богословско-пастырские курсы в Москве. В 1946 году Московский православный богословский институт был преобразован в Московскую духовную академию с четырёхлетним курсом обучения, которая размещалась первоначально в
Новодевичьем монастыре.

В 1946 году в Троице-Сергиевой лавре начала возрождаться монастырская жизнь. В том году патриарх Алексий I освятил заново Трапезный храм преподобного Сергия Радонежского, бывший закрытым для богослужения с 1921 года; и впервые после длительного перерыва в Успенском соборе была совершена литургия в ночь на Пасху. В 1947 году Московской патриархии была передана часть зданий Троице-Сергиевой лавры, а в 1949 году туда были возвращены духовная академия и семинария.
Рака с мощами преподобного Сергия Радонежского, основавшего обитель в 1342 году, покидала лавру только в тяжёлые времена; в годы войны с Наполеоном и во время Великой Отечественной войны. В 1812 году раку с мощами перевозили в Белозёрский монастырь, а в 1941 году - в глубокий тыл, в город Соликамск. В 1946 году рака с мощами вернулась в лавру, и с тех пор её не покидала. Сейчас в Троице-Сергиеву лавру приезжают не только туристы, ценители истории и архитектуры, но и тысячи паломников со всех концов России, чтобы поклониться мощам преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе.
Все фотографии для этой статьи мы снимали во время нашей рождественской поездки по Золотому кольцу. О других достопримечательностях Золотого кольца можно прочитать в предыдущих моих статьях:
"Музей хрусталя имени Мальцовых в Гусь-Хрустальном",
"Музей деревянного зодчества в Суздале" ,
"Кремль Суздаля" ,
"Спасо-Евфимиев монастырь Суздаля",
"Владимир. Золотые ворота" ,
"Владимир. Дмитриевский собор" ,
"Владимир. Успенский собор" ,
"Город золотой. Владимир - древняя столица Северо-Восточной Руси" , "Храм Покрова на Нерли" и "Боголюбово - княжеская резиденция Андрея Боголюбского" .