Найти тему
Паисий Святогорец

Зачем афонский старец игумен Харалампий однажды купил на рынке женскую косметику и какая добродетель дала ему много благодати

Дионисиатский игумен, приснопамятный архимандрит Харалампий (1910-2001). Ссылка на «Новый афонский патерик», который мы перевели для вас с греческого, и начало рассказа о приснопамятном старце Харалампие внизу⬇
Дионисиатский игумен, приснопамятный архимандрит Харалампий (1910-2001). Ссылка на «Новый афонский патерик», который мы перевели для вас с греческого, и начало рассказа о приснопамятном старце Харалампие внизу⬇

Однажды к отцу Харалампию на исповедь попросился диакон Дионисий Фирфирис. Старец сказал ему: «Если ты хочешь исповедоваться у меня, то сначала закрой лавку». Старец Дионисий послушался отца Харалампия и закрыл магазин церковных товаров, который он держал в Кариес.

Однажды знакомый старца сказал ему, что Патриарх просит его святых молитв. Отец Харалампий удивился, перекрестился и сказал: «И откуда он меня только знает?—и в расстроенных чувствах добавил:

— Горе мне — монаху, у которого есть имя и нет благодати».

Однажды старец оказался на подворье монастыря Дионисиат в Салониках. В тот день возле подворья был базар. Старец вместе с монахом, который его сопровождал, подходил буквально к каждому торговцу и от своего милостивого расположения покупал у него что-то, дабы ему помочь. Проходя мимо торговца, который продавал женскую косметику, старец, по своей великой простоте не зная, что это такое, купил немного и у него, тогда как сопровождавший монах умолял не покупать косметику, чтобы никого не соблазнить.

Старец Харалампий рассказывал: «Когда я, будучи послушником (уже в сане иеромонаха), несколько раз пострадал от своеволия, то увидел, что старец прав, и потом стал вести себя благоразумно. Я даже перестал задумываться о том, что мне делать: „Что скажет старец“. Я не задумывался ни о чём.

— Сделай, батюшка, то, — говорил мне старец.

— Да будет благословенно.

— Иди, батюшка, туда.

— Да будет благословенно.

Как у послушника у меня не было языка—только уши. Старец говорил мне что-то — и я тут же бежал исполнить его заповедь. От этого я принял много благодати. Когда я начал ни в чем не противоречить ни старцу, ни даже братии, меня часто посещала божественная благодать. Я был переполнен благодатью, когда оказывал послушание».

Каждый понедельник, среду и пятницу отец Харалампий вообще ничего не вкушал. Хотя в эти дни он, как обычно, очень много работал физически, исповедовал братию и мирян, совершал всю ночь бдение со многими поклонами. Когда его рот пересыхал, он пил лишь немного воды.

Два монаха посетили однажды монастырь Дионисиат. Они сказали братии, что хотят увидеть своего знакомого игумена отца Харалампия, и братия ответили, что он у себя в кабинете. Монахи постучали в дверь со словами: «Молитвами святых отец наших…» Старец приоткрыл дверь, высунул голову в коридор и с естественной простотой сказал: «Погодите, погодите маленько, мне осталось ещё 25 земных поклонов—и я закончу своё правило». Старец прикрыл дверь, закончил поклоны, а затем просто и от сердца позвал их к себе. Отцы восхитились акривией в аскезе и простотой святого старца.

Однажды старец Харалампий вместе с одним монахом собирали в лесу перегной из-под деревьев, а мимо по тропинке ехал человек на лошади. Лошадь испугалась и сбросила наездника вниз. Тот начал поносить отца Харалампия самыми последними словами. Старец, слушая его ругань, не говорил ни слова и пребывал в мирном расположении духа.

Старец говорил: «Маленькое нерадение приводит к большому нерадению, а затем — к падению. Маленькое понуждение себя приводит к большому понуждению, и впоследствии — к освящению». И ещё говорил о духовниках: «Мы, духовники, пойдём в адскую муку за излишнее снисхождение».

Старец Харалампий совершенно не знал, что такое плотские грехи. Он об этом узнал только когда стал духовником. Когда старец слышал на исповеди о тяжёлых плотских грехах, он с детской простотой и любопытством переспрашивал: «Правда? Неужели люди такое делают?»

Один брат часто ссорился с игуменом Харалампием. Отец Харалампий приходил к его келии утром, стучался в дверь, а тот по упрямству ничего не отвечал. Тогда игумен смиренно упрашивал его - простого монаха своего монастыря: «Отче, открой, пожалуйста, чтобы мы с тобой помирились, и я мог служить Божественную Литургию»—и клал перед ним земной поклон.

Старец говорил: «Кто хочет жить в пустыне, сначала должен стяжать слёзы. Если у монаха нет слёз, то жить одному ему нельзя».

Старец говорил: «Ум на службе должен сосредотачиваться на молитве Иисусовой, а не на чтении и пении».

Старец Харалампий физически был очень крепким человеком и по нескольку часов мог молиться, стоя на ногах. На Божественной Литургии он постоянно плакал, и его лицо изменялось, становилось подобным ангельскому, так что его нельзя было узнать. Когда Божественная Литургия заканчивалась, его лицо принимало обычный вид.

✅Начало рассказа об отце Харалампие здесь.

Ещё хотим обратить ваше внимание на интересную деталь: отец Харалампий - родом из понтийских греков и его предки жили на территории России - в Майкопе, и сам старец, при общении с русскими любил им об этом рассказывать. Мы думаем, что это трогательная подробность для русских читателей. Вы согласны?

Это был маленький отрывок из второго тома переведенного и изданного нами "Нового афонского патерика" - самого полного собрания жизнеописаний и поучений афонских старцев ХХ века.

Купить три тома "Нового афонского патерика" (вместе или по отдельности) можно:

в электронном виде для чтения на телефоне или компьютере здесь

✅в бумажном виде с бесплатной доставкой здесь

Ещё рекомендуем вам 6 томов "Слов" Святого Старца Паисия, которые мы перевели и издали и другие хорошие книги. Будьте здоровы, берегите себя.

©Издательство «Орфограф», 2001-2020