Познавательное развитие детей дошкольного возраста, да и любого человека вообще, - это непрерывный процесс. Он заключается в обработке полученной информации и трансформации ее в свои собственные знания. Проще говоря, не вся информация, которой мы владеем, - это наши знания.
Простой пример. Вы читаете какой-нибудь текст геополитической направленности и узнаете, между прочим, численность населения, занимаемую площадь и прочие параметры определенной страны. Какое-то время вы эту информацию держите в сознании, но потом – за ненадобностью – она исчезает, так и не превратившись в знания. А может быть, напротив, это будет как раз то, что вы давно искали, или то, что вам крайне важно и интересно. Тогда эти данные превратятся в знания, которыми вы сможете оперировать.
Так происходит и с детьми. Познавательное развитие детей дошкольного возраста – это переработка только той информации, которая представляет важность. А важной информацией чаще всего является информация интересная. В отличие от взрослых, которые познают мир своим умом, маленькие дети все изучают через эмоциональное отношение к объекту. Поэтому первым правилом родителей, которые хотят донести что-то до своего ребенка, это сделать это привлекательным.
Именно на этом принципе основано раннее обучение, целиком и полностью организованное в форме игры.
Кроме того, воспитателям и родителям нужно постоянно анализировать три компонента:
1. Какую именно информацию получает ребенок. Насколько она соответствует ли она его познавательным потребностям? Насколько она новая? Насколько она полезна? Насколько она безопасна?
2. Как именно малыш получает информацию? В процессе или результате своей деятельности, деятельности других, со слов других? Что или кто является авторитетным источником информации? Насколько ребенок доверчив?
3. Как ребенок научается оперировать информацией? Соответствуют ли его способности возрасту?