Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Государственная инспекция по надзору за качеством образования и Государственный центр тестирования подготовили статью, объясняющую, зачем в Узбекистане планируется ввести показатель средней оценки за последние 6 лет обучения в школе. Он будет учитываться при вступительных экзаменах в высшие образовательные учреждения.
– В соответствии с указом президента Республики Узбекистан с 2022/2023 учебного года в аттестат (приложение к диплому) выпускников учреждений общего среднего образования, среднего специального и начального профессионального образования в обязательном порядке будет включаться средний показатель оценки за последние 6 лет 11-летнего обучения. Он будет учитываться при вступительных экзаменах в высшие образовательные учреждения.
Проект постановления правительства, направленный на внедрение данного порядка, разработан Государственным центром тестирования совместно с Государственной инспекцией по надзору за качеством образования, Министерством высшего и среднего специального образования и Министерством народного образования и обсужден с общественностью.
Согласно действующему регламенту, абитуриенты принимаются в высшие образовательные учреждения на основе сдачи экзаменов по трем, четырем или пяти обязательным предметам в зависимости от выбранного направления обучения. При этом упор на усвоение учащимися только предметов для вступительных тестовых испытаний приводит к снижению уровня изучения других предметов и, в конечном итоге, к снижению общего уровня знаний.
На данном этапе возникает вопрос: должны ли учащиеся изучать все предметы? В государственном образовательном стандарте общего среднего образования указано, что учащиеся должны выполнять установленные минимальные требования по всем предметам, включенным в учебный план, при этом какой-либо предмет не классифицируется как необходимый, а другой – как ненужный.
Проще говоря, необходимо освоить все предметы, включенные в учебный план. На основе знаний и умений, полученных в рамках изучения предметов в течение школьного периода, учащийся может выбрать профессию для будущей деятельности и продолжить обучение или деятельность в выбранном им направлении, стать активным членом общества, что является важным требованием современности.
Учет среднего значения оценок по общеобразовательным предметам на вступительных экзаменах в вузы имеет ряд преимуществ, а именно способствует:
- пониманию того, что в соответствии с государственным образовательным стандартом учащиеся должны выполнять минимальные требования по всем предметам, включенным в учебный план;
- повышению интереса учащихся ко всем предметам и внимания к овладению ими;
- повышению ответственности и внимания родителей к получению ребенком образования;
- повышению требований к преподавателям;
- внедрению электронного информационного портала, основанного на информационно-коммуникационных технологиях, прозрачности выставляемых учащимся оценок и определению с высокой точностью рейтинга абитуриента при поступлении в вуз;
- созданию возможности для изменения подходов к обучению, основанных исключительно на принципе «подготовки к тестированию», предотвращению концентрации в руках одной организации задачи фиксации результатов тестовых испытаний, важных для поступающих.
Анализ опыта развитых стран, в частности США, Великобритании, Германии, Японии, Австралии, России, Беларуси, Турции, свидетельствует, что в этих государствах налажена практика учета оценок, полученных учащимися при поступлении в высшие образовательные учреждения.
Например, в России и странах Европы выпускников образовательных учреждений среднего звена оценивают по 5-балльной системе, в США - по 4-балльной. Большинство образовательных учреждений в Соединенных Штатах требуют аттестат или средний балл (GPA) при поступлении в бакалавриат и аспирантуру. Для поступления в престижные высшие образовательные учреждения, такие, например, как Калифорнийский университет, устанавливается минимальное требование к среднему баллу аттестата.
В Великобритании, Германии и Австралии также установлены требования к оценкам по отдельным предметам в аттестате для поступления в престижные высшие образовательные учреждения. Абитуриенты, чьи оценки соответствуют этим требованиям, могут быть приняты в высшие образовательные учреждения даже без вступительных экзаменов. Положительным моментом этого является то, что абитуриент уже во время начального обучения изучает требования к поступлению в выбранное им высшее учебное заведение и целенаправленно получает образование.
В России при отборе абитуриентов учитываются не показатели оценок, полученных в школе, а баллы - от 1 до 6 - выпускников, получивших аттестат с отличием.
В японских вузах действует дифференцированная система учета знаний абитуриентов, в каждом высшем образовательном учреждении свои процедуры. В некоторых университетах баллы абитуриента в аттестате учитываются после тестов, проведенных Национальной организацией тестирования. Некоторые престижные университеты вводят дополнительные тесты.
В Беларуси и Турции к баллам, набранным на вступительных экзаменах в вузы, прибавляется средний показатель оценок в аттестате выпускника. Положительной стороной этого является то, что абитуриент старается получить качественное образование по всем предметам на основе образовательных стандартов, заложенных в системе с момента обучения в школе.
При этом в Турции на втором этапе вступительного экзамена абитуриенты, выполнившие тестовые задания по нескольким дополнительным предметам, получат возможность поступить в вузы по различным направлениям. Недостатком этого является то, что средний балл аттестата формируется по всем общеобразовательным предметам, в то время как у абитуриента, не получившего в свое время хорошего образования по таким предметам, как физкультура, музыка, труд, изобразительное искусство, оценки в аттестате будут ниже среднего.
По мере того, как у нас предпринимаются решительные шаги с целью занять место среди развитых демократических стран, возникает необходимость изучения передового зарубежного опыта и постепенного внедрения его в сферу образования с учетом нашего национального менталитета.
Авторы комментариев к проекту высказали мнение о том, что предлагаемая новая система может привести к коррупционным проявлениям. Важное значение в борьбе с коррупцией имеют активная гражданская позиция, правосознание и культура граждан, широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий в различных сферах и установление общественного контроля.
Следует отметить, что согласно предлагаемому проекту министерствами и ведомствами, в ведении которых находятся образовательные организации, будет внедрена электронная платформа, отражающая оценки выпускников за последние 6 лет. Это ограничит возможности учащихся изменять свои оценки с помощью человеческого фактора. При этом предоставление учителю возможности подтверждения выставленных средних показателей служит установлению общественного контроля.
Кроме того, на основании постановления президента Республики Узбекистан Государственным центром тестирования и Министерством народного образования совместно с другими министерствами и ведомствами был разработан проект нормативно-правового акта по унификации итоговой государственной аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и результатов вступительных экзаменов в высшие образовательные учреждения и внедрению единого экзамена. 24 июля 2020 года он был размещен на портале обсуждения нормативно-правовых актов. В настоящее время ведется работа по совершенствованию проекта данного постановления с учетом предложений общественности.
Унификация итоговой государственной аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и результатов вступительных экзаменов в вузы, введение единого экзамена также резко повысят ответственность преподавателей, а также обеспечат равенство оценок, выставляемых в образовательных учреждениях.
Но в то же время уместны мнения о том, что оценки в школе и баллы на вступительных экзаменах несопоставимы между собой. В настоящее время мы все знаем, что в школах не хватает специалистов, в связи с этим широкая общественность высказала мнение об обеспечении объективности оценок в школе.
Поэтому для обеспечения справедливости и прозрачности при поступлении абитуриентов в высшие образовательные учреждения недостаточно ввести только процедуру рассмотрения оценок последних лет, необходим комплексный подход к реализации действенных мер в данном направлении.
В частности, необходимо внедрять современные методы и принципы педагогических измерений при проверке знаний учащихся в процессе тестовых испытаний, то есть оценивать не только то, что учащиеся выучили в школьный период, но и их мышление, навыки применения полученных знаний в жизненных ситуациях, что приобретает сегодня первостепенное значение. Это, в свою очередь, создает потребность в квалифицированных и опытных специалистах.
Можно привести примеры реформ, проводимых в сфере образования в нашей республике. В частности, введение подготовки специалистов по специальности магистратуры "Тестология и педагогические измерения" в Ташкентском государственном педагогическом университете, организация Научного учебно-практического центра при Государственном центре тестирования, проведение учебных курсов по тестологии и педагогическим измерениям, создание Национального центра оценки качества образования при Государственной инспекции по надзору за качеством образования.
Все вышеперечисленные широкомасштабные и комплексные меры направлены на повышение уровня жизни и благосостояния населения, внедрение справедливых и прозрачных мер в системе образования.
Подсаживаем на новости: заходи на наш Telegram-канал.