Найти тему

Самый вульгарный фильм классика испанского кинемотографа: дневная красавица(1967)

Бунюэля точно можно назвать одним из самых скандальных режиссёров своего времени. Огромное множество его фильмов вызывало фурор как среди критиков, так и среди простых обывателей. «Дневная красавица» также поднимает весьма табуированные темы, делая это с должным мастерством. Сюжет крутится вокруг Северины, представительницы высшего класса. У неё есть муж, которого она любит, она вполне обеспечена, однако встречается лицом к лицу с вот такой вот стереотипной проблемой богатой супруги — скука. Ну совершенно наскучил ей правильный муж, правильный образ жизни, о том свидетельствуют и её фантазии. Таким образом, в тайне от супруга, девушка начинает работать в борделе.

Катрин Денёв и Жан Сорель
Катрин Денёв и Жан Сорель


Конечно Бунюэль подтрунивал над французским высшим обществом того времени. Все эти нелепые богачи, которые всем своим видом пытаются продемонстрировать свой статус, на самом же деле в своих фантазиях давно думают о самых развратных низостях. Параллельно с иронизированием над буржуазией, в фильме поднимается тема того, что вообще значит брак в современном обществе. Тут следует вспомнить, что сам Бунюэль родился в простой испанской деревушке, учился в иезуитской школе и несмотря на все его будущие проявления нонконформизма, сам он относился к браку весьма консервативно. Возможно из-за этого, а возможно просто для большей наглядности в «дневной красавице» отношения показаны так, будто сама главная героиня впадает из крайности в крайность в отношении к браку. То есть с одной стороны Северина любит мужа и находится в «правильных», консервативных отношениях, но с другой для полной удовлетворенности ей необходима работа в публичном доме. Таким образом, показывая две противоположные стороны современных отношений, Бунюэль демонстрирует как общественные моральные устои, в том числе и брак, ограничивают человека в своих желаниях. Как у любого, даже самого безобидного на первый взгляд человека, есть своя обратная сторона. А то, как в фильме показаны фантазии героини, сопровождая их звоном колокольчика, создаёт особую атмосферу. Как в видениях отображается её эмоциональное состояние, например, когда героиня Катрин Денёв в первый раз возвращается домой после борделя, ей чудится, будто её буквально забрасывают грязью. Благодаря таким приёмам и мастерскому монтажу фетиши Северины перестают казаться чем-то чуждым, конечно мы не сможем понять персонажа окончательно, однако определённая эмоциональная связь между главным героем и зрителем безусловно создаётся.

Катрин Денёв
Катрин Денёв


Хочется отметить игру актрисы Катрин Денёв. Ещё после «отвращения» Романа Полански было ясно, что Катрин создана для того, чтобы играть подобных загадочных персонажей. Одного её взгляда достаточно, чтобы понять насколько сильно глубоки её душевные терзания. Насколько она потеряна и не уверена в себе. Оттого сцены, где Северина обретает желаемое, имеют особенно большое значение.

Северина конкретно получает желаемое
Северина конкретно получает желаемое



Ещё со своего дебютного «Анделузского пса» Бунюэль играет с сознательным и бессознательным. Если там Луис в компании с Сальвадорам Дали играли со своими снами и фантазиями, визуализируя их в образах на экране, то в фильме «дневная красавица» уже переживания героини отражаются в её фантазиях. Соответственно кажется, что перед нами две реальности: то что происходит на самом деле и то что происходит в голове у Северины. Впрочем, это разделение постепенно рушится по ходу сюжета, а к концу и вовсе с треском ломается. А ведь помимо этого есть ещё кадры с ретроспективой детства героини, что свидетельствует о пережитых травмах и может объяснить замкнутый характер персонажа с подсознательным желанием жестокости. Как же всё это связать в единую картину? Финал с одной стороны ставит жирную точку, а с другой даёт пространство для интерпретаций. Возможно за весь фильм мы и вовсе не увидели ничего реального, а всё повествование представляет собой фантазии героини. Может всё происходит всё-таки в наше время, просто Северина психически не справившись с тем, что её супруг узнал правду, окончательно погрузила себя в мир фантазий, где у неё всё хорошо, все разъезжают на каретах, а все конфликты решаются на дуэли.

Катрин Денёв и Жан Сорель
Катрин Денёв и Жан Сорель



А правильно ли вообще так в штыки воспринимать фильм одного из самых выдающихся сюрреалистов в истории кино? Ведь сам Бунюэль любил работать со снами как раз таки из-за того, что мозг человека, когда мы спим, не отличает сон от реальности, принимая все фантазии за чистую монету. Реально ли происходящие на экране? А какое это вообще имеет значение? Для Северины всё вполне реально.