Найти тему
Стоп-кадры 338

Мирские диалоги, или Нравится ли Вам, когда церкви говорят с нами об истории

Оглавление

В наше время вопрос религиозности - дело частное, а многие храмы, словно музеи и галереи, открыты для всех желающих.

Лично мне нравится тенденция открытости и готовности к диалогу, которую проявляет не церковь в целом, но отдельные храмы. Порою хочется подвергнуть критике маркетинговые способы решения вопроса самообеспечения того же Шаолинского монастыря, но только если полностью проигнорировать широту такого подхода. Чем идея понятнее, тем больше у нее шансов на выживание и ненасильственное принятие.

Одним из способов диалога с миром для меня выглядят и нецерковные сюжеты в храмах - явление не частое, но имеющее место и в России, и в Беларуси, и на Украине, в храмах различных конфессий. И вот несколько тому примеров.

Беларусь, деревня Солы, костел Матери Божей Ружанцовой

Храм выглядит в равной степени необычно снаружи и изнутри. Современное здание костела построено в 1926 году в стиле модерн, а на двух околоалтарных фресках изображены не сцены из Библии, а военные события: защита польского Ясногорского монастыря от шведов в 1665 году (фреска «Оборона Ченстоховы») и битва за Варшаву 1919 года во время советско-польской войны (фреска «Чудо над Вислой»).

Точную историю возникновения этих фресок никто не знает. Даже дата их появления - вопрос спорный и за менее чем сто лет существования костела дает разбежку в шестьдесят лет.

Что касается мотивов появления таких фресок, то сюжет "Обороны Ченстоховы" якобы перенесли с предыдущей версии храма, а "Чудо над Вислой" служило своего рода оберегом от репрессий и свидетельством провала СССР. Варшаву советские войска в той битве так и не взяли.

Украина, Львов, Армянский кафедральный собор

К моему большому сожалению, этот уникальный храм обходят стороной экскурсии во Львове. А все потому, что это единственный храм, где просят оставлять пожертвование. Но если вы сумеете побороть "а почему это везде бесплатно, а тут надо", поверьте, не пожалеете.

Реконструкция этого храма также была выполнена в начале ХХ века в стиле модерн. Уже ждем интересностей) Но из-за политической обстановки службы возобновились только в 2001 году. Храм сменил армяно-католическую ориентацию на более популярную армяно-апостольскую, но все равно не может похвастаться количеством прихожан, достаточным для финансирования реставрационных работ. Отсюда и пожертвования.

Один из основных художников, занимавшихся реставрацией здания в ХХ веке, поляк Ян Розен, за годы своей жизни по праву заслужил имя "мастера сакральной живописи". На его фресках можно увидеть единство прошлого, настоящего и будущего времен, оторванные головы и множество других шокирующих, но полных смысла сцен. Говорят, что Розен искал прототипы для своих портретов среди местных жителей. Именно поэтому Иуда - единственный персонаж, который стоит к посетителям спиной. Желающих позировать в его роли Розен так и не нашел.

А на первой фотографии фрески "Погребения святого Одилона" (см.выше) художник-метафизик изобразил себя в анфас и профиль.

Россия, Подмосковье, храм Вооруженных сил России

Обойти стороной просто невозможно, не так ли?

Реставрационные работы этого храма были завершены в 2020 году, так что самолично полюбоваться на него у меня пока не получилось. Делюсь фотографией с просторов:

Источник: https://novayagazeta.ru/articles/2020/04/24/85085-izobrazheny-rukovoditeli-nashego-gosudarstva-v-tom-chisle-sredi-naroda
Источник: https://novayagazeta.ru/articles/2020/04/24/85085-izobrazheny-rukovoditeli-nashego-gosudarstva-v-tom-chisle-sredi-naroda

В храме много изображений явлений православных святых перед различными военными победами в истории многонациональной и многоконфессиональной России, начиная от Куликовской битвы до сражений при Сталинграде и на Курской дуге.

Больше всего мыслей порождает, конечно, изображенное выше панно "Крымская весна" с легко узнаваемыми в толпе портретами Путина, Шайгу, Матвиенко и других спонсоров работ. И кто бы мог подумать, что идея с индульгенциями окажется такой живучей? )

Сталина тоже можно найти в храме, но в той части, где изображаются события, предшествующие уверованию, ад и прочие неугодности.

Что же касается мотивов "Крымской весны", то пояснения художника оставлю в качестве цитаты и без комментариев: "Крым — важное для нас место, потому что через Крым наше Отечество было оглашено при Андрее Первозванном и в Крыму крестился князь Владимир со своей дружиной. И в толпе гуляющего народа под этим изображением — некоторые из руководителей нашего государства, в том числе среди народа".

Кого интересует полный текст, ссылка выше под фотографией. А я вздохну и закрою тему. С маленькой оговоркой и правом на личное мнение: я с радостью полюбуюсь на другие работы Розена в Вене, Ватикане, Вашингтоне, а трудоемкие работы по разукрашиванию храма ВС РФ и так найдется кому восхвалять по спискам.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Благодарю за внимание! Ссылка на канал. До новых тем и мыслей!