1.Сенсационность и срочность
Остаточный общинный инстинкт - быть частью целого. Таким приемом частенько грешат сайты бронирования отелей, оповещая пользователей в подобном стиле: "Остался 1 номер", "Такой же номер только что забронировали", "Сейчас это объявление просматривает еще 2 человека". Не обращайте внимания, в 90 % случаев это уловка.
2. Смешение информации и мнения
Главная задача хорошего манипулятора - поместить объект в иллюзорную среду, где предмет манипуляции будет казаться естественным стечением обстоятельств. К примеру, если человека необходимо уволить, то сперва ему нужно показать, что он плохой работник. Когда "все плохо" - лишение работы кажется естественным.
Чтобы не попасться на эту уловку, выведите себя за пределы искусственно созданной среды и посмотрите трезво на уровень своего профессионализма.
3. Активизация стереотипов
Как говорил классик, "все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему". Ориентируясь на стереотипы, мы сами стараемся подстроиться под них неосознанно - сказывается древнее стремление к объединению. На этом манипулируют все кому не лень. Когда у вас возникает желание "быть как...", остановите себя и осознайте источники этого чувства.
4. Не надо думать, надо верить
Самое главное в задаче "кукловода" - ликвидировать осознанность жертвы, лишить ее способности задавать логичные вопросы по принципу «не надо думать, надо верить». Человеку кажется, что он сам принимает решения, но он попадает в ловушку. После активизации воздействия можно внедрять в сознание жертвы любые установки.
Чтобы этого не произошло, стоит остановиться, выдохнуть и задуматься: "Что будет, если я не достигну этих целей?" Неудовлетворение собственных желаний, мягко говоря, удручает, к навязанным же мы относимся равнодушно.
5. Сомнительная альтернатива
Играя на чувстве долга и вины, можно попросить человека о "небольшом одолжении", то есть о том самом важном, что требовалось вам изначально. Зачастую подобный формат выстраивается под углом полезности для жертвы, тогда она чувствует, что не только отдает вам "долг", но еще и остается в сомнительном плюсе.
Здесь важно трезво понимать, что, даже если кто-то оказал вам услугу - простого "спасибо" будет достаточно. Вы не обязаны платить за каждый хороший поступок по отношению к вам.
6. Нетривиальный вокабуляр
Когда мы пользуемся специфической терминологией, то понижаем статус объекта манипуляции на подсознательном уровне. Собеседник испытывает чувство неловкости из-за собственной некомпетентности. Лишить его уверенности окончательно можно только цитированием именитых людей. Теперь у манипулятора есть возможность повернуть разговор в выгодном для него русле.
И простите за манипуляцию.
7. Метод фрагментации
Его суть заключается в умалчивании одних фактов и выпячивании других. Для усиления эффекта можно использовать формат подачи "и так во всем". Так вырванная из контекста фраза из частного факта становится системным.
Предположим, мастер маникюра случайно повредил ноготь клиенту, в момент когда последний дернул рукой. Тот в свою очередь написал гневный отзыв о мастере и салоне в целом, определив заведение как место с некачественным персоналом.
8. Предварительное согласие
Порой мы принимаем необдуманные решения и даем согласие на безумные авантюры, толком все не взвесив. Помните, в любой ситуации у вас есть право отказать совсем либо предложить компромиссное решение. И вот тут могут начаться манипуляции: "Эх, а я так на тебя надеялся" или "Но ты же обещал мне помочь!". Возвращаемся к началу абзаца: вы всегда можете отказать человеку в его просьбе без зазрения совести - и точка.
9. Метод Геббельса
Пример - любая реклама. Если бы не постоянное мелькание прелестной барышни перед глазами, главный герой фильма вряд ли бы отправился в путешествие с навязчивой мыслью встретить ее.
Чтобы не попасться на манипуляции, подходите к любому выбору осознанно, а не "Потому что захотелось" и тем более не "Я даже не знаю, как это оказалось в моей корзине".
10. Неконструктивная аргументация
Как показывают исследования , у вас есть 60 % вероятности получить желаемое при использовании "потому что" в своей аргументации. Получается, что нам абсолютно безразлично, что идет за кодовой фразой. Она сама по себе выглядит уверенно и трезво, поэтому мы так легко в нее верим и готовы согласиться с оппонентом.
Обратите внимание, какие именно аргументы следуют за волшебной формулировкой. Потому что это важно!