Найти тему

БУХГАЛТЕР-ЭКОНОМИСТ: СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОГРАММА

Профессия бухгалтера востребована на российском рынком труда. За последнее пятнадцатилетие произошла компьютеризация его деятельности, появились компьютерные бухгалтерские программы и оснащение рабочего места бухгалтера компьютером, стали необходимы бухгалтеры с навыками работы на компьютерах. Несмотря на обилие высвобожденных бухгалтеров и экономистов, эта профессия имеет вакансии на рынке труда. Причины лежат в развитии малого и среднего бизнеса, когда возросла потребность в бухгалтерах (коммерческой направленности со знанием компьютерных бухгалтерских систем).

Современная система управления производственным предприятием представляет собой сложный процесс со множеством элементов, которые тесно связаны между собой. Управление предприятием невозможно без достоверной экономической информации о производственно-хозяйственной деятельности данного предприятия или фирмы и его подразделений. Без такой экономической информации невозможно получить систематический контроль и анализ хозяйственных процессов и их проявлений, а также невозможно изучать экономические показатели работы.

Нередко именно от четкой работы бухгалтерии, в которой сосредоточена наиболее важная информация, необходимая для экономического анализа и правильного воздействия на хозяйственную деятельность предприятия, зависит успех и процветание дела. В результате такого экономического анализа процессов и явлений, выявляются внутрипроизводственные резервы и ликвидируются потери и затраты. Данные бухгалтерского учета, позволяют соизмерить величину затрат с достигнутыми результатами, определить эффективность труда и деятельность предприятия в целом, а также результаты работы каждого из подразделений.

Безусловно, бухгалтерские и экономические навыки различаются, но мы не будем в этом исследовании широко разводить эти профессии, по причине того, что они имеют пересекающиеся проблемные поля, потому что в малом бизнесе их навыки пересекаются.

Для того, чтобы стать бухгалтером, необходимо высшее или средне - специальное экономическое образование, а также необходимый опыт работы. Современные бухгалтерские кадры характеризуются четырьмя ступенями.

1 ступень – это бухгалтер - счетовод или младший бухгалтер. Он выполняет элементарную экономическую работу, ведет весь бухгалтерский учет и составляет бухгалтерскую отчетность на малых предприятиях. Для работы на этой ступени необходимо знать основы рыночной экономики, бухгалтерский учет, системы учетной информации, а также налоговое и коммерческое законодательство.

2 ступень – это бухгалтер – техник. Этот специалист может работать в должности старшего бухгалтера или экономиста по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности. Необходимы знания в области финансового и управленческого учета, основы аудита, специальные компьютерные программы.

3 ступень – это бухгалтер - экономист. Уровень знаний и опыт работы позволяет ему работать в должности главного бухгалтера или его заместителя, на средних и крупных предприятиях, или экономиста по хозяйственному учету и анализу деятельности и внутреннего аудита. Необходимы знания в финансовом и управленческом учете, основах маркетинга, банковском деле и бухгалтерском учете.

4 ступень – это бухгалтеры – аудиторы. Это финансовые аналитики и специалисты в области внешнего аудита, которые владеют компьютерным анализом аудита и его этикой.

В середине 90-х годов нами был проведен опрос выпускников курсов по специальности «бухгалтер-оператор АСУ» в одном из учебных центров Саратова . Приведем некоторые существенные результаты. На курсах бухгалтеров обучались в основном женщины. Средний возраст от 20 до 30 лет. 58% из них окончили высшие учебные заведения, а 42% имели среднее специальное образование. Общее число работающих после окончания курсов составляет 75%. В их трудоустройстве немаловажную роль сыграло получение новой профессии «бухгалтер-оператор АСУ», так как две трети выпускников отметили, что их новая работа либо полностью, либо частично связана с полученной подготовкой. Почти половина трудоустроенных выпускников довольна своей работой и считают, что ее характер соответствует их ожиданиям. Профессия бухгалтера неоспоримо пользуется успехом у поступающих на обучение. По мнению выпускников, владея профессией бухгалтера в середине 90-х годов на рынке труда намного легче можно было найти работу, поэтому респонденты и решили осваивать именно эту специальность с целью быстрого и благополучного трудоустройства. Велик процент тех, кто хотел повысить свою квалификацию и считал, что экономическая грамотность и знание бухгалтерского дела в современной жизни не помешают, даже если это вплотную не связывать с последующим трудоустройством. У выпускников курсов бухгалтеров велика потребность в повышении своей квалификации.

Рекомендации выпускников к курсу обучения: Респондентам наиболее пригодились в их трудовой деятельности такие дисциплины, как «компьютерная грамотность» и «машинопись». Выяснилось, что выпускники считают недостаточным выделенного на занятия с компьютером времени. Из чисто бухгалтерских дисциплин выпускники отметили важность бухгалтерского учета, налогообложения и банковского дела. Выпускники курсов бухгалтеров-операторов АСУ считают, что учебный процесс был бы более качественным, если бы было больше практики, в частности на компьютерах, а также производственной практики по специализации. Некоторые респонденты отметили, что необходимо расширить программу обучения, сделать обучение более длительным.

Основной задачей бухгалтера – экономиста является осуществление организации бухгалтерского контроля и учета хозяйственно – финансовой деятельности предприятия, а также надзор за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности организации.

Под его руководством происходит полный учет всех финансовых операций предприятия в соответствии с общепринятыми нормами проведения бухгалтерского учета, а также проверка правильности оформления всех документов, касающихся денежных платежей, поступлений, подготовка финансовых отчетов за определенный период и начисление заработной платы. бухгалтер – экономист руководит также разработкой и осуществлением мероприятий направленных на соблюдение государственной и финансовой дисциплин. В его обязанности входит контроль и организация учета поступлений денежных средств и материально- товарных ценностей, своевременное отражение в счетах бухгалтерского учета операций связанных с их движением, достоверный отчет об издержках обращения, реализации продукции, с использованием кассовых машин. Бухгалтер– экономист обеспечивает учет финансовых и кредитных операций, контроль за законностью, своевременностью и правильностью оформления документов, правильность начисления и своевременное отчисление платежей в государственный бюджет, взносов, средств на финансирование капитальных вложений, погашением в установленные сроки задолженностей по ссудам, отчислением средств в фонды экономического стимулирования и другие фонды и резервы.

Бухгалтер – экономист должен принимать меры по устранению недостач и незаконным использованием и расходованием денежных средств и материально – товарных ценностей, а также контролировать соблюдение финансового и хозяйственного законодательства.

Рынок труда по этой профессии несколько отличается от других. Это отличие обусловлено несоответствием между спросом и предложением работы. За последние несколько лет, в связи с активным проникновением в сферы нашей жизни западных веяний, которые затронули и экономику и образование, престиж некоторых учебных заведений резко упал, а некоторые получили развитие и «вторую жизнь». Это относится в первую очередь к экономическим образовательным учреждениям. Карьерные ориентиры профессионалов изменились с приходом рыночной экономики. Раньше в сфере высшего образования было три приоритетных направления медицинское, педагогическое и техническое. Необходимо заметить, что все они относились к государственному сектору экономики. Студентам, окончившим эти вузы, государство гарантировало трудоустройство и стабильный заработок. С приходом рыночных отношений все эти три сферы резко потеряли свои позиции, в связи с ухудшением государственного финансирования, кризиса неплатежей и бедственным положением с уровнем заработной платы. Таким образом, очевидно, что государственный сектор экономики значительно проигрывает перед частными структурами. На фоне этого падения государственных структур, все большее значение среди выпускников и абитуриентов приобретает получение экономического или юридического образования. На рынке труда эти профессии пользуются большим спросом и считаются очень престижными. Стимулом к этому послужило возможность получения высокооплачиваемой работы со стабильным заработком и высоким темпом профессионального роста. Но рынок труда не сумел адекватно отреагировать на усилившийся поток экономистов и юристов. И поэтому сегодня, многие прибегают к помощи знакомых и друзей, пользуются чьей-то протекцией, чтобы найти работу по специальности. Выпускнику экономического вуза без опыта работы в этой сфере и без чьей-то помощи найти работу по специальности практически невозможно. Поэтому тем кто выбрал эту профессию, следует уделить максимум внимания поиску работы еще в процессе обучения, устроится на половину ставки, тем самым, приобретая практический опыт.

В новейшее российское время возникли новые сферы приложения навыков бухгалтеров и экономистов. Так появился государственный орган по налогам и сборам. Многие стали работать в государственной налоговой инспекции при организации этой структуры, а до этого имели специальности бухгалтера и финансиста. Действительно для работы налоговым инспектором требуется высшее экономическое образование и юридические навыки.

Профессия бухгалтера - экономиста состоит из каждодневных проверок и контролем правильности расходования материальных ресурсов предприятия. Ответственность за недостачу и ошибки, допущенные в расчетах, возлагаются непосредственно на него. Поэтому профессиональная деятельность накладывает некоторые особенности на характер обладателя этой специальности. Для этих людей характерна крайняя собранность, умение владеть ситуацией, аналитический склад ума, точность в действиях, скрупулезность и усидчивость. Эта профессия учит человека ответственности за свои действия, он должен безошибочно рассчитывать ход своей работы. За цифрами и расчетами он видит реальную жизнь предприятия. В процессе деятельности бухгалтер – экономист оценивает, анализирует, прогнозирует экономическое развитие своего предприятия. Это требует от него умения абстрагироваться, творческого подхода, сосредоточенности.

В жизни бухгалтеров можно отличить от других людей, по их бережному отношению с денежными средствами их расчетливости в поступках, умению прогнозировать ситуацию. В семьях опытных бухгалтеров семейный бюджет рассчитан с точностью до копейки и не терпит отклонений. Эти люди знают цену деньгам и умеют их считать.

Профессиональный риск в этой профессии очень большой. Это связано с тем, что в своей работе бухгалтер – экономист имеет дело с денежными, материальными, и другими ценностями, принадлежащими предприятию, кроме этого он руководит работой и контролирует тех, кто должен вести правильный учет. Он материально ответственное лицо. А это значит, что в случае недостачи товара или денежных средств, он должен либо погасить недостачу из личных средств, либо найти виновных и взять ее с них. В практике бухгалтеров бывают случаи, когда невнимательность в отчетах приводила к уголовной ответственности по статье за расхищение государственного имущества. Таким образом, эта профессия обладает огромным риском (финансовый крах, уголовная ответственность).

Профессиональный рост в данной профессии зависит от уровня образования, стажа работы и квалификации. При отсутствии необходимых знаний на каком–либо уровне можно восполнить на платных курсах повышения квалификации. Для начинающих специалистов на начальном этапе работы очень важным является накопление профессионального опыта. Многие сразу ставят себе цель стать главным бухгалтером на частной фирме или предприятии, и через несколько лет при благоприятных условиях достигают ее. По словам экспертов в этой области, достичь уровня бухгалтера – экономиста или аудитора можно за 7 – 10 лет. Конечно, все это время необходимо не только усердно работать, но и постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень, активно принимать участие в различных семинарах и тренингах, которые регулярно проводятся в нашем городе и других центрах РФ.