Найти тему
O K

Владимир. Дмитриевский собор

Настоящим эталоном древнерусского храма можно назвать Дмитриевский собор в славном городе Владимире. Этот восхитительный белокаменный памятник архитектурного искусства, возведённый в конце XII века, до сих пор служит безупречным примером самобытного мастерства древнерусских зодчих и камнерезов.

Дмитриевский собор был освящён в честь великомученика Дмитрия Солунского - небесного покровителя князя Всеволода Юрьевича Большое гнездо. Именно в годы его правления был построен Дмитриевский собор на княжеском дворе.

В Радзивиловской летописи записано: "Многие церкви создал Всеволод во время власти своей. Создал церковь прекрасную мученика Дмитрия на дворе своём и украсил её дивно иконами и письмом… И не искал Всеволод мастеров у немцев, но нашёл мастеров среди клевретов Святой Богородицы и своих. Одни олово лили, другие кровлю крыли, иные известью белили".
Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены украшают около 600 геральдических рельефов, изображающих в большинстве своём мифических и реальных животных. Наружная отделка прославляет княжескую власть многочисленными изображениями геральдических символов - львов, орлов, грифонов и кентавров. Среди мотивов рельефов встречаются сцены охоты, скачущий всадник, улыбающиеся львы, сражение охотника со львом, борьба птицы Сирин с барсом и нападение грифона на зайца. Встречаются среди рельефов и другие сюжеты изображений, например - царь Давид, играющий на славянских гуслях, святой Никита, избивающий беса, "вознесение Александра Македонского на небеса" и сам великий князь Всеволод Юрьевич со своими сыновьями.
Многие рельефы сохранились в первоначальном виде, хотя некоторые были заменены точными копиями при реставрации XIX века.

За изысканную резьбу, которой украшены стены храма, Дмитриевский собор часто называют "белокаменной книгой".
Даже в средневековой Европе было не так много подобных архитектурных шедевров. Примерно в то же время, когда русские зодчие во Владимире строили Дмитриевский собор, итальянские мастера в Пизе возводили знаменитую Пизанскую башню, о которой я писала в своей статье
"Италия. Пиза. Площадь чудес".

Внутри собор украшен не так богато, как снаружи, поскольку строился он, как домовой храм для семьи князя. В состав экспозиции храма входит четырёхметровый купольный крест с просечным орнаментом, снятый с главы собора и заменённый в 2002 году на золочёную медную копию. В соборе хранятся и другие экспонаты, в частности - икона Дмитрия Солунского и ковчежец-мощевик, первоначально принесённые в храм в 1197 году. Эти копии древних реликвий вернулись в собор совсем недавно из столичных музеев.

В числе экспонатов представлено также надгробие первого Владимирского губернатора графа Романа Илларионовича Воронцова - одного из представителей прославленного дворянского рода, к которому относятся многие выдающиеся государственные российские деятели. Внуку Романа Илларионовича - знаменитому князю Михаилу Семёновичу Воронцову принадлежал, в частности, Воронцовский дворец в Алупке, о котором я писала в одной из своих статей, посвящённых достопримечательностям Крыма.
Одна из дочерей Романа Илларионовича - Елизавета - была фавориткой императора Петра III, а другая его дочь - Екатерина - приобрела громкую известность под именем княгиня Дашкова.
Сам глава семейства приобрёл сомнительную славу в своём отечестве. С одной стороны, историки описывают Романа Илларионовича, как заботливого губернатора, предлагавшего всем землевладельцам делать зерновые запасы в своих хозяйствах на случай неурожая, с другой стороны - губернатору приписывают стяжательство и лихоимство, за что Воронцову даже дали прозвище - "Роман-большой карман". Поговаривали, что слухи о мздоимстве губернатора дошли до Екатерины II, после чего императрица прислала Воронцову на именины огромный кошелёк с намёком на взятничество своего наместника. Вскоре после празднования своих именин Роман Илларионович и скончался в 1783 году, то ли от испуга за свою судьбу, то ли от удара от несправедливого оговора. Так, или иначе, но его, как губернатора похоронили в Дмитриевском соборе Владимира.

От внутреннего убранства собора до нас дошли несколько фрагментов фресок XII века, в том числе фреска на северной части свода, на которой изображены апостолы Павел, Матфей, Марк, Симон, Иаков и Фома с евангелиями в руках.

Самые знаменитые рельефы в убранстве собора, дошедшие до наших дней - белокаменные "улыбающиеся львы", хотя больше их улыбка похожа на звериный оскал или растянутую восьмёрку, напоминающую знак бесконечности. Некоторые историки считают, что на стенах Дмитриевского собора изображены не львы, а фантастические звери - львы-тигры. В 1977 году была выпушена серия почтовых марок с изображением фрагмента белокаменного рельефа с Дмитриевского собора с улыбающимся зверем, под названием "Фантастический лев-тигр". В 1992 году Дмитриевский собор был включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мы снимали Дмитриевский собор в ночных зимних сумерках. Но даже в ночной подсветке храм выглядел впечатляюще. И несмотря на то, что нам приходилось буквально утопать в сугробах, обходя собор со всех сторон, мы ощутили причастность к истории древней Руси и гордость за русских зодчих, создавших такой великолепный архитектурный шедевр в конце XII века.

-10

На одной из дверей собора прикреплена вот такая табличка с предупреждением, авторство которого приписывают князю Всеволоду. Великий князь Всеволод Юрьевич Большое гнездо, прозванный так за большое количество детей, правил Владимирским княжеством довольно долго - с 1176 до 1212 года. В те времена на Руси было два политических центра: Владимиро-Суздальский - на Северо-Востоке, и Киевский - на юге. После смерти князя Всеволода Владимиро-Суздальская Русь постепенно начала распадаться на многие удельные княжества.

-11

Дмитриевский собор чудесным образом сохранился, пережив все напасти, в том числе страшные времена татарского нашествия, ужас которых охватил всю русскую землю в годы правления наследников князя Всеволода. Дмитриевский собор был опустошён и разграблен в 1237 году, но стены его устояли. Частично об этом я писала в своей предыдущей статье "Владимир. Золотые ворота".
О другом архитектурном шедевре Владимира -
Успенском соборе - читайте в моей следующей статье, и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.