Найти тему
Арарат Петросян

Транзит по территории ЕАЭС будет упрощен

Логистику транспорта оцифруют к 2025 году

Пандемия COVID-19 внесла свои корректировки во все без исключения направления мировой экономики. Но наряду с негативным эффектом коронавируса, последствия которой еще долго будут ощущаться, были и некоторые положительные моменты, способные в перспективе привести к качественным изменениям в некоторых отраслях экономики.

Речь идет о мировой транспортной отрасли, которая переживает сегодня, по сути, цифровую революцию. Что интересно, именно пандемия COVID-19, как отмечают эксперты сферы, стала основной причиной цифровизации логистики транспорта. Дело в том, что из-за глобального ограничения авиасообщения заметно сократились авиационные перевозки грузов. Но наряду с этим фиксировался рост объемов международных поставок железнодорожным транспортом.

Иначе говоря, с одной стороны распространение коронавируса привело к нарушению международных цепочек поставок, изменив ситуацию во многих ключевых секторах экономики. Транспорт тоже испытал влияние всех этих факторов, что выразилось в снижении основных показателей его деятельности. Но с другой стороны, был отмечен существенный прирост в сегменте транзитных железнодорожных перевозок. Подобную тенденцию специалисты объясняют тем, что в период пандемии еще четче проявились преимущества железнодорожного транспорта, которые заключаются в стабильности и надежности доставки контейнерными поездами.

На территории ЕАЭС доставки железнодорожным транспортом также пошли в рост, демонстрируя заодно высокий интеграционный потенциал этого вида транспорта. Поэтому главное сейчас - сохранить эту положительную динамику и заодно укрепить перевозочную деятельность на территории Союза.

“В условиях пандемии евразийские страны ориентированы на реализацию транзитного и логистического потенциалов”, - обрисовал ситуацию министр по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Эмиль Кайкиев, выступая в ходе 83-й сессии Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН. Мероприятие прошло с 23 по 26 февраля с участием лидеров ООН, руководителей транспортных ведомств и международных транспортных организаций различных стран мира, включая государства ЕАЭС.

Такой подход, по его словам, обеспечит “лучшую связуемость территорий, мультимодальность транспорта, полномасштабную цифровизацию и устойчивую мобильность населения”. На сегодня, продолжил министр, ЕЭК совместно с транспортными министерствами стран Союза завершила подготовку проекта “дорожной карты” по реализации транспортной политики ЕАЭС на 2021-2023 годы. И уже в ближайшей перспективе планируется решать вопросы регулирования смешанных и контейнерных перевозок, расширения воздушного сообщения, развития скоростных и высокоскоростных транспортных систем.

-2

Вся информация - в единой экосистеме

Мероприятия, включенные в проект “дорожной карты”, как пояснили в пресс-службе ЕЭК, развивают положения “Договора о ЕАЭС”, касающиеся транспорта и инфраструктуры. При этом сам документ предусматривает работу по гармонизации законодательств стран ЕАЭС, внедрению в Союзе электронных транспортных документов, развитию смешанных и контейнерных перевозок, а также комплексному развитию евразийских транспортных коридоров, в том числе транспортно-логистических центров.

Все это предполагает создание единой информационной платформы, так называемой экосистемы цифровых коридоров для ЕАЭС, посвященной логистике транспорта, благодаря чему предполагается сократить сроки пассажирских и грузовых перевозок, а также упростить транзит по территории Союза. Если вкратце, то это открытая цифровая среда обмена логистической информацией, которая включает цифровые платформы и информационные системы. При этом их владельцами и операторами могут являться как бизнес, так и органы государственной власти. Сама экосистема будет интегрировать информацию о транспортных средствах, экипажах, грузах, разрешительных и сопроводительных документах на всех этапах перевозки и технологических операций.

На практике реализация проекта по созданию экосистемы цифровых коридоров предполагает более 100 проектов, первым из которых стало внедрение навигационных цифровых пломб. Это своеобразный бортовой компьютер, несущий всю необходимую для осуществления перевозки информацию. К слову, еще в июле 2018 года на заседании Евразийского межправительственного совета было заявлено о запуске пилотных проектов в сфере прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС.

В скором времени уже планируется запустить на территории ЕАЭС целый ряд таких проектов в транспортной сфере. Хотя, некоторые из них, например, проекты по переводу сопроводительных документов в электронный формат, могут занять порядка двух-трех лет, поскольку нужно, чтобы их признали все страны ЕАЭС. Речь идет, в частности, о документах, связанных с крупными грузами, где основная проблема для ЕАЭС заключается в том, что в каждом государстве-члене интеграционного объединения действует своя форма электронного документооборота.

-3

Административной нагрузки для перевозчиков станет меньше

Вопросов, требующих долгих и детальных обсуждений, пока что довольно много. К примеру, еще не совсем ясно, кто будет отвечать за реализацию государственных сервисов, кем будут создаваться государственные или государственно-частные платформы, какая часть проекта будет профинансирована Союзом, а какая часть - за счет бюджетов стран. Но в Евразийской экономической комиссии указывают на то, что проект цифровых транспортных коридоров ЕАЭС находится сейчас лишь на начальном этапе реализации.

В конце прошлого года Совет ЕЭК утвердил перечень сервисов и цифровой инфраструктуры, реализация которых необходима для формирования и запуска экосистемы цифровых транспортных коридоров в странах ЕАЭС.

В перечень сервисов, в частности, вошли цифровая карта и база данных магистральных автомобильных дорог и инфраструктурных объектов международных транспортных коридоров, проходящих по территориям стран ЕАЭС. Этот сервис обеспечивает возможность получения официальной и оперативно корректируемой картографической информации. Также в перечне - сервис бронирования объектов придорожной инфраструктуры и очереди в автомобильном пункте пропуска, сервис для дистанционного медицинского освидетельствования водителей автотранспортных средств, включая профилактику и предупреждение коронавирусной инфекции COVID-19.

Кроме того были одобрены сервисы по применению электронной международной транспортной накладной для железнодорожного и автомобильного транспорта, а также сервис по применению электронного путевого листа и электронного протокола весогабаритного контроля.

-4

Завершить формирование экосистемы цифровых транспортных коридоров планируется к 2025 году. В случае ее успешного запуска конкретно наша страна, которая сейчас связывается с рынком остальных стран ЕАЭС только через КПП Верхний Ларс в Грузии, получит возможность значительно снизить административные расходы в ходе осуществления товарооборота. На этот счет имеются и предварительные расчеты, согласно которым с внедрением систем предварительной регистрации очередей в пропускном пункте, системы электронизации документооборота и пр. на 20-30% сократятся транспортные издержки. Плюс, это отразится на скорости и цене доставки товаров.

В целом же реализация этого масштабного проекта позволит странам Союза решить сразу несколько важных задач. Прежде всего, избавиться от бумажного сопровождения транспортно-логистических операций, полностью перейдя на электронный обмен данными. Кроме того, можно будет создать единые стандарты для транспортно-логистических сервисов и перейти на сквозную интегрированную систему надзора, основанную на анализе данных, что снимет с перевозчиков большую долю административной нагрузки.

Лиана Гезалян