Продолжение. Предыдущую часть публикации можно прочесть ЗДЕСЬ.
Фильмы «Виват, гардемарины!» (Производство: СССР. 1991 год; режиссёр – Светлана Сергеевна Дружинина) и «Гардемарины – III» (Производство: Россия и Германия. 1992 год; режиссёр – Светлана Сергеевна Дружинина).
Несмотря на приключенческо-романтическую направленность знаменитой трилогии Светланы Дружининой, благодаря фильмам, повествующих о славных подвигах выпускников навигацкой школы, зритель получил возможность подробно и увлекательно ознакомиться с эпохой правления императрицы Елизаветы Петровны.
Да, в обеих картинах много исторических неточностей и авторской выдумки режиссера и сценаристов, но в целом вполне реалистично передан дух эпохи дворцовых переворотов. Наталье Гундаревой удалось воплотить на экране один из лучших кинематографических образов Елизаветы Петровны – яркий, харизматичный, самобытный и запоминающийся.
Весьма органично смотрелась и Кристина Орбакайте в роли юной Софии Августы Фредерики Ангальт-Цербстской (будущей Екатерины II). К сожалению экранный образ будущего императора Петра III – выпивохи, кутилы, неуправляемого и эксцентричного наследника престола оказался для Михаила Ефремова во многом пророческим.
«Безумие короля Георга» (Производство: Великобритания. 1994 год; режиссёр – Николас Хайтнер).
Экранизация пьесы Алана Беннетта «Безумие Георга III». Несмотря на то, что в своё время фильм получил премию «Оскар» за лучшие костюмы и декорации, а также завоевал ряд призов и премий самых престижных кинематографических академий и фестивалей, картина будет интересна лишь определенному кругу зрителей. В первую очередь тем, кто интересуется историей XVIII века или дворцовыми интригами периода правления ганноверской династии.
В основе сюжета лежит подлинная история о том, как неудачное покушение на короля Георга III повлекло за собой длительный период его душевного помешательства. В результате своего психологического кризиса британский монарх едва не лишился короны в следствие интриг своего сына и наследника – принца Уэльского (будущий король Георг IV). Костюмы, декорации и дворцовые интерьеры, показанные в фильме, и вправду, весьма впечатляют, но смотреть на чудачества, ребячество и эксцентричное поведение взрослого короля на протяжении полутора часов скучно и неинтересно.
«Фердинандо и Каролина» (Производство: Италия и Франция. 1999 год; режиссёр – Лина Вертмюллер).
Эта костюмированная мелодрама с элементами комедии и фарса легко и в целом увлекательно повествует о молодых годах неаполитанского правителя Фердинандо Антонио ди Борбоне – будущего сицилийского короля Фердинанда I. Фильм весьма далёк от реальных исторических событий, а потому понравится, прежде всего, тем, для кого зрелищность превыше достоверности.
Главными достоинствами картины являются роскошные дворцовые интерьеры, шикарные костюмы, натурные и пейзажные съёмки, интересный режиссёрский взгляд на закулисный мир интриг, измен и страстных увлечений европейских монархов и их дворов в конце XVIII века. Помимо Фердинанда I в фильме также в качестве второстепенных персонажей представлены и более известные монархи той эпохи – Иосиф II, император Священной Римской империи и Мария Терезия – императрица Австрии.
«Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII» ( Производство: Россия. 2000-2011 гг.; режиссёр – Светлана Сергеевна Дружинина).
Светлана Дружинина планировала снять двенадцать фильмов, в которых подробно и последовательно будет рассказан и показан ключевой период истории Российской империи – так называемая «эпоха дворцовых переворотов» (1725-1762 гг.). К сожалению, снять добротную, максимально исторически достоверную хронологическую сагу, увлекательную, масштабную, зрелищную и интригующую у создательницы трилогии о приключении гардемаринов не получилось.
Причинами этой неудачи стали ограничения бюджета, использование в качестве документальной основы труды В. О. Ключевского, которые лишены необходимой объективности и непредвзятости. В сериале слишком много внимания уделено второстепенным персонажам, сюжетные линии которых зачастую внезапно обрываются.
Практически лишенные интриг внутрисемейные выяснения отношений занимают слишком много времени. Вновь на экране изрядное количество исторических неточностей, анахронизмов, вольных трактовок реальных фактов и событий. В двух последних фильмах попытка привлечь внимание зрителей за счёт надуманных приключений и амурных сюжетных линий превратила картины в скучные мелодрамы, которые окончательно дискредитировали общее впечатление от сериала.
И всё-таки, несмотря на существенные недостатки и недочёты, несомненным достоинством сериала является высокая степень актёрского мастерства ряда главных героинь и героев, ярко и образно сыгравших российских монархов и временщиков – Екатерину I, Анну Иоанновну, Александра Меншикова, Петра I, Петра II, герцога Бирона.
«Золотой век» (Производство: Россия. 2003 год; режиссёр – Илья Владимирович Хотиненко).
Этот фильм не рекомендован тем, кто ценит историческую достоверность и высокую степень исполнения актёрского мастерства. «Золотой век» – это не очень удачная попытка режиссёра отобразить на экране свою точку зрения и собственное видение во многом определяющих для России и европейской политики событий конца XVIII века.
В основе сюжета история о том, как британские политики пытались оказать влияние на и без того сложные, противоречивые и запутанные взаимоотношения стареющей Екатерины II и её сына – наследника престола Павла Петровича. Кроме российских самодержцев второстепенными персонажами картины являются будущие всесильные европейские монархи – Георг Август Фредерик, принц Уэльский (в последствие – британский король Георг IV) и Наполеон Бонапарт.
Фильм «Золотой век» хоть и неплохо воссоздаёт эпоху последних лет царствования Екатерины II посредством костюмов и декораций, но в целом лишён необходимой интриги, повышенного интереса и желания отложить все дела, сосредоточившись на просмотре. Картина для однократного ознакомления авторской трактовки истории взаимоотношений Екатерины II и её последнего фаворита – князя Платона Зубова.
Полностью публикацию «Подборка фильмов о монархах XVIII века» можно прочесть ЗДЕСЬ:
Все изображения, использованные в статье, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам.
Всем, кто дочитал эту статью, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил изложенный материал! Если Вы хотите изложить свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Если Вам понравилась статья, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!