Игра на 4 ворот. Взаимодействия, обыгрыш и удары.

Продолжаем разбирать игры, которые позволяют комплексно развивать навыки футболистов. Ранее этот подход я уже объяснял, поэтому давайте сразу перейдем к делу.

Продолжаем разбирать игры, которые позволяют комплексно развивать навыки футболистов. Ранее этот подход я уже объяснял, поэтому давайте сразу перейдем к делу.

Совсем недавно видео данного упражнения облетело, наверное, все группы в социальных сетях, которые, так или иначе, посвящены тренировочному процессу. Интересно даже, кому и где первому попалось это видео, что оно потом разлетелось в русскоязычной сети. Вы сейчас быстро поймете, что это за упражнение.
Тут хочется вам напомнить одну важную вещь. Всю информацию, которую вы встречаете в сети, продумывайте очень внимательно, особенно если вы хотите ее использовать в своей работе. Иногда, встречается что-то стоящее, но в погоне за контентом, эти группы постят все подряд. Правда, даже это упражнение, как и большинство всех остальных публикаций, авторы данных пабликов не удосужились нормально описать или перевести на читабельный русский, что печально.

Давайте мы подробно и разберем это упражнение.

Поле для игры.
Поле для игры.

Итак, сперва самая общая информация. Данная игра очень похожа на вполне обычный футбол, но со спецификой, которая позволяет ей быть особенной. Поле мы имеем нестандартное, в ширину оно больше, чем в длину, причем может быть в два раза больше. И, как понятно из названия, у нас также есть 4 ворот, каждая из команд защищает и обороняет 2 из них. Ворота могут быть как одинакового размера, так и разного, как показано в примере - это дает возможность делать акцент на разных деталях.

Цель игры: забить больше голов, чем соперник. А вот задачи могут быть различны. Так как это комплексная игра, следовательно задачи и пути их решения будут варьироваться. Поэтому давайте рассмотрим, какие качества мы можем и должны развивать с помощью этой игры, и одновременно ход упражнения.

1. Начало игры

Игра начинается передачей от тренера открывающемуся игроку.
Игра начинается передачей от тренера открывающемуся игроку.

Тренер может сказать, какая команда начинает игру, и, следовательно, должна открыться, а может и дать пас тому игроку любой команды, кто открылся лучше. Таким образом, мы сразу задействуем навыки открывания.

Игрок, получивший мяч, уходит от прессинга двух игроков сбоку.
Игрок, получивший мяч, уходит от прессинга двух игроков сбоку.

2. Развитие игры

Далее, игрок, который открылся и получил мяч от тренера, оказывается в ситуации, когда и справа, и слева от него находятся соперники, оказывающие прессинг. Эту ситуацию и него есть шанс разрешить только с помощью дриблинга и применения финтов. Каким именно финтом можно это сделать? Да любым! Пусть это будет решением игрока. Именно эту ситуацию можно решить, наверное десятком способов, а представьте, что каждую ситуацию на поле можно решить таким же количеством способов! Да мы, как тренеры, ни за что просто не успеем научить всему этому наших подопечных. Так пусть они и находят решения таких ситуаций в подобных играх. А потом, мы будем восхищаться ими, с трибун или по телевизору, что в такой сложной ситуации они нашли такое нестандартное решение.

Уход игрока с мячом дает его команде пространство , на котором они превосходят соперника по численности (4 в 2), что дает возможность отработать действия игроков (технические и тактические). Действия партнеров без мяча понятны. Они должна открыться чтобы создать игроку с мячом прямую линию для передачи. Снова навыки открывания, плюс передачи.
А уже дальше партнер
открывается в ширину для приема и возможности сыграть шире. Вы, как тренеры, знаете, что при владении нужно стараться играть максимально широко.

В результате предыдущих действий игроки получили ситуацию 3 в 1, в которой можно забить гол. Вы видите все, что нужно сделать игрокам в этой ситуации. Если обратим внимание на игроков атаки, то это и открывания справа и слева, и ведение мяча с принятием решения. Ну тут действует и защитник, у которого также есть несколько вариантов действия.
Таким образом, у наших футболистов появляется еще одна возможность закрепить свои
навыки действий в атакующей ситуации 3 в 1. Причем, если у кого-то из нападающих или защитника возникли сложности с принятием решений, то тренер может остановить игру, и должен помочь игрокам найти возможные решения подобных ситуаций. Хорошо, если игроки придут к этим решениям именно с помощью тренера, а не просто по прямому его указанию.
Ну и как вы уже поняли, эта игра полна подобными ситуациями.
Игроки постоянно принимают решения и применяют (и одновременно закрепляют и совершенствуют) свои технические и тактические навыки.

Решить данную ситуацию можно разными способами. Например, так.
Решить данную ситуацию можно разными способами. Например, так.

3. Переходные моменты игры

После того, как одна из команд забила гол, или мяч вышел за пределы поля, игра возобновляется передачей от тренера. За счет этого, переходный момент очень быстрый, соответственно, также быстро должны перестроиться и команды. Снова идет открывание от игроков команды, которая должна получить мяч. А игроки соперника перестраиваются для прессинга и отбора мяча. Таким образом, мы не только учим не выключаться из игры, но и поддерживаем высокий темп игры.
Далее игра продолжается таким же образом.

Что мы имеем в итоге?

Данная игра позволяет нам комплексно воздействовать на различные технические и тактические умения и навыки:

  1. дриблинг и обыгрыш (1 в 1, 1 в 2)
  2. открывания (на свободное пространство, в ширину, между линиями)
  3. прием мяча в различных условиях
  4. взаимодействия в группах (2 в 1, 2 в 2, 3 в 1, 3 в 2, 4 в 2)

Помимо этого, данное упражнение - игра, очень схожая с обычным футболом, очень интенсивная, и с возможностью забить множество голов. Именно поэтому эта игра очень интересна, особенно для детей, которые комфортно играют в формате 4 на 4.

Вариации:

Для этого упражнения можно подобрать кучу различных вариаций. С помощью них тренер может акцентировать внимание на конкретных действиях своих игроков.
Для того, чтобы игроки смогли лучше понимать принципы командной игры и взаимодействия, следует сделать площадку шире.
А если же поступить наоборот, и сделать площадку менее широкой, а может и более длинной, то мы простимулируем больше обыгрыша ( как и 1 в 1, и даже больше 1 в 2).
Еще одним способом, стимулирующим дриблинг, будет счет голов. Если считать гол в маленькие ворота за 2, то мы получим большее желание забить именно в них, а значит будет больше попыток обыгрыша.
И еще одним моим предложением будет считать гол в большие ворота (или в любые если их размер не отличается) за 2, но со своей половины поля. Таким образом, игроки смогут искать подходящие возможности для удара, и,собственно, тренировать сам удар.

Вообще, вариаций, как уже было сказано, может быть великое множество. Здесь все зависит от желания тренера сделать акцент на развитие конкретных навыков.

Вот мы увидели еще один пример упражнения, которое использует разумный тренер. И пример того, что иногда в сети, все-таки, можно найти что-то интересное. Но каждый раз думайте своей головой и подробно анализируйте. Будьте разумными тренерами.

Спасибо, что дочитали эту статью до конца! Кстати, видео с этим упражнением можно посмотреть на youtube.