Ни для кого не секрет, что во время «холодной войны» русские пытались переправить «тайных агентов» в Соединённые Штаты.
Это были мужчины и женщины, которые на первый взгляд были такими же, как среднестатистические американцы, и жили нормальной жизнью.
Но что, если один из этих агентов не хочет идти домой?
Джек Барски умер в 1955 году в возрасте 10 лет и был похоронен на кладбище Маунт-Ливан в пригороде Вашингтона.
Однако его имя указано в паспорте человека, сидящего напротив меня: весёлого 67-летнего восточно-германца , урождённого Альберта Диттриха.
Паспорт не подделка. Альберт Дитрих - это Джек Барски для американских властей.
История того, как это произошло, по словам самого Барского, «неправдоподобна» и «нелепа» даже по меркам шпионажа времён холодной войны.
Однако, как рассказывает Барский в своей недавней автобиографии «Deep Undercover», все было подтверждено Федеральным бюро расследований США (ФБР, аббревиатура на английском языке).
Почти идеальное преступление против бывшего российского шпиона Александра Литвиненко в Лондоне
Набор персонала
Все началось в середине 1970-х годов Dittrich собирался стать профессором химии в университете в Германской Демократической Республики (ГДР) или Восточной Германии, когда он был. Завербован в КГБ - Комитет по безопасности Советского государства. - и отправлен в Москву для обучения тому, как вести себя как американец.
Его миссия заключалась в том, чтобы жить под фальшивой личностью в сердце капиталистического врага, в составе элитной группы советских тайных агентов, известных как «нелегалы».
«Меня отправили в США, чтобы я стал гражданином, а затем, насколько это возможно, вступил в контакт с людьми власти, особенно с влиятельными политиками, - говорит Джек.
Это «идиотское приключение» - как он его сегодня называет - «было очень привлекательно для такого высокомерного молодого человека, как я, умного молодого человека», которого соблазнила идея поехать за границу и вести жизнь «выше закона». "
Он приехал в Нью-Йорк осенью 1978 года в возрасте 29 лет, представившись канадцем по имени Уильям Дайсон.
Дайсон, прибывший через Белград (столицу современной Сербии), Рим, Мехико и Чикаго, сразу же «исчез с карты», как только он выполнил свою задачу.
Диттрих начал жизнь как американец Джек Барски.
Легенда
Единственное, что у него было, это свидетельство о рождении , полученное сотрудником советского посольства в Вашингтоне.
Барский обладал исключительной уверенностью в себе, почти безупречным американским акцентом и 10 000 долларов наличными.
У него также была «легенда», объясняющая, почему у него не было номера социального страхования.
Он сказал людям, что знал, что у него было трудное детство в Нью-Джерси и что он бросил школу. Затем он годами работал на удаленной ферме, пока не решил дать себе «новый шанс» и не переехал в Нью-Йорк.
Он снял комнату в отеле на Манхэттене и приступил к сложной задаче создания фальшивой личности.
- Бомбы, элитные агенты и тайные миссии: история убийств, приписываемых северокорейскому режиму за рубежом
В течение следующего года ему удалось использовать свидетельство о рождении Джека Барски, чтобы получить библиотечный билет, затем водительские права и, наконец, номер социального страхования.
Но без учёных степеней или стажа работы на имя Барского возможности его работы были ограничены.
Вместо того, чтобы общаться с элитой американского общества - как того желали его боссы из КГБ - он начал работать, доставляя им посылки, заняв должность почтальона в самых богатых частях Манхэттена.
«Работа по обмену сообщениями оказалась очень полезной для американизации меня, потому что я общался с людьми, которым было все равно, откуда я, какова была моя история или куда я собирался», - говорит он.
«Я смог наблюдать и познакомиться с американскими обычаями. И в течение двух или трёх лет мне не приходилось отвечать на многие вопросы», - добавляет он.
Незнание боссов
Советы, данные ему его начальством о том, как интегрироваться, - основанные на наблюдениях советских дипломатов и американских агентов - «в конечном итоге оказались слабыми, мягко говоря, а в некоторых случаях и полностью неверными», - говорит он.
«Например, одним из явных приказов, которые они мне дали, было держаться подальше от евреев. Очевидно, это было несколько антисемитски, но также несколько глупо, учитывая, что они отправили меня в Нью-Йорк, где, я думаю, евреев больше, чем в Израиле . Помните.
Барский в конечном итоге использовал против себя предрассудки своего босса и незнание американского общества.
Но как новичок он сначала стремился хорошо выглядеть для них и погрузился в их жизнь в качестве тайного шпиона.
- Так я обнаружил двойную жизнь моего отца как шпиона
Большую часть своего свободного времени он проводил зигзагами по Нью-Йорку, выполняя контрразведывательные миссии, целью которых было обнаружение любых вражеских агентов, следующих за ним.
Он отправлял сообщения по коротковолновому радио, чтобы информировать штаб-квартиру в Москве, и сдавал зашифрованные сообщения в различные точки доставки в парках, где время от времени он также собирал банки с деньгами или фальшивыми паспортами, которые он использовал для поездки в Москву. отдать часть своему начальству.
Каждые два года он возвращался в Восточную Германию и встречал свою немецкую жену Герлинду и их маленького сына Матиаса, которые понятия не имели, что он делает. Они считали, что он был высокооплачиваемым шпионом на космодроме Байконур в Казахстане.
Начальство Барского приветствовало его успехи, за одним исключением: ему не удалось получить американский паспорт, о чем он очень сожалел.
Нет паспорта
Однажды она пошла в паспортный стол в Нью-Йорке, и чиновник попросил её заполнить анкету, в которой, среди прочего, задавалось название её средней школы.
«У этого была« легенда », но если бы кто-то исследовал, они бы поняли, что это неправда», - говорит он.
Боясь быть обнаруженным, он собрал свои документы и ушёл, притворившись сердитым на всю бюрократию.
Без паспорта Барский был ограничен разведывательной работой низкого уровня, а его шпионские достижения были, по его словам, «минимальными».
Он был посвящён выявлению потенциальных новобранцев и освещению настроений в стране во время таких событий, как сбитие Советским Союзом самолёта Korean Airlines, что усилило напряжённость между Советским Союзом и США в 1983 году.
Однажды он прилетел в Калифорнию, чтобы найти дезертира (позже он, к своему огромному облегчению, узнал, что этот человек, профессор психологии, не был убит).
Казалось, что Москве достаточно было просто находиться в США и свободно передвигаться без ведома властей.
- Розита Серрано, чилийская певица, полюбившая нацистов
«Они были очень сосредоточены на том, чтобы иметь людей на другой стороне в случае войны, что я думаю, оглядываясь назад, было довольно глупо», - говорит он.
Миф о «великих нелегалах» - тайных агентах, которые помогли России победить нацистов, - распространяли советские спецслужбы, которые во время холодной войны много времени пытались воспроизвести эту былую славу.
Позже Барский обнаружил, что он был частью «третьей волны» советских нелегалов в США. Первые два провалились. Теперь мы знаем, что нелегалы продолжали прибывать до 1980-х годов.
Он считает, что одновременно с ним обучалось от 10 до 12 офицеров. Некоторые, по его словам, могут все ещё оставаться там, живя под прикрытием, хотя ему трудно поверить, что кто-либо, столкнувшийся с жизнью в США, надолго сохранит непоколебимую коммунистическую веру.
Злая система
Советский план заключался в том, чтобы Барский получил американские документы и переехал в Европу, в немецкоязычную страну, где он будет вести свой бизнес.
«Тогда он был бы очень богат, а затем он вернулся бы в США, не объясняя, откуда пришли деньги. Таким образом он мог бы общаться с важными людьми», - уточняет он.
Но план провалился из-за отсутствия паспорта.
«Я рад, что это не сработало», - говорит он.
КГБ назначил ему план Б: исследование по университетскому и постепенно его пути социально до точки будучи в состоянии собрать полезный интеллект, миссия он описывает как «практически невозможно.»
Часть диплома была относительно застрахованной. В предыдущей жизни Барский был профессором университета. Он с отличием окончил Городской университет Нью-Йорка по информатике, что позволило ему устроиться программистом в страховую компанию MetLife в том же городе.
Как и многие агенты под прикрытием до него, он начал понимать, что многое из того, что ему рассказывали о Западе - что это была «злая» система на грани экономического и социального коллапса, - было ложью .
«Что в конечном итоге смягчило моё отношение», так это «нормальные, приятные люди», которых он встречал в своей повседневной жизни.
«(У меня) было ощущение, что враг на самом деле не злой, поэтому я всегда ждал, чтобы найти злых людей, и я даже не нашёл их в страховой компании».
И в MetLife это было почти как дома, говорит она, «потому что это была очень патерналистская культура« мы заботимся о вас »».
«Я хотел ненавидеть страну и ее людей, но не мог. Я даже не любил их».
Но у Барского был скрытый секрет от начальства, гораздо более крупный, чем его непоколебимая приверженность коммунизму.
В 1985 году он женился на нелегальной иммигрантке из Гайаны, с которой познакомился по личной рекламе в газете Village Voice, и у них родилась дочь.
Теперь у неё было две семьи , по одной с каждой личностью , и она знала, что придёт время, когда ей придётся выбирать.
Наконец, это случилось в 1988 году, когда после 10 лет работы под прикрытием ему внезапно приказали немедленно вернуться домой. Москва запаниковала и поверила, что ФБР преследует его.
Выполнение чего-либо, кроме того, что было приказано, - получение свидетельства о рождении в Канаде, водительских прав и выезд из США - было бы потенциально самоубийственным.
Он думал об этом неделю. Мог ли он действительно навсегда оставить свою дочь Челси?
Но КГБ терял терпение. Однажды утром на платформе метро агент доставил пугающее сообщение: «Тебе нужно идти домой, иначе ты мёртв».
Пора было что-нибудь подумать.
Переговоры с начальством в Москве, Барский пришёл к выводу о том , что было три вещи , о в США . чего опасалась советская иерархия.
Он уже знал об их антисемитизме и страхе перед Рональдом Рейганом, которого они считали непредсказуемым религиозным фанатиком, способным нанести ядерный удар, чтобы «ускорить» библейский «конец света».
Но он также напомнил о своём «моральном превосходстве» по отношению к эпидемии СПИДа и своей решимости защитить Родину от инфекции.
Барский разработал план.
Программа «нелегалов»
- Советский Союз начал использовать «нелегальных» агентов еще в 1919 году, которые жили в Европе под вымышленными именами.
- В отличие от «агентов-резидентов», которые находятся в стране на законных основаниях в качестве дипломатов, они не защищены от судебного преследования в случае их поимки.
- Согласно досье Митрохина, первый нелегал был отправлен в США в 1921 году.
- Среди известных нелегалов - Рудольф Абель, разоблаченный как советский шпион в Соединенных Штатах в 1957 году, и Ричард Зорге, выдававший себя за нацистского журналиста в Японии во время войны.
- В 2010 году стало известно об операции 10 российских агентов по слежке за американскими политиками, в том числе за Анной Чапман (фото).
«Я сказал им, что не перейду, я не раскрою никаких секретов, я просто исчезну и буду стараться оставаться здоровым».
Поначалу Барский жил в постоянном страхе за свою жизнь, помня об угрозе на платформе метро. Но через несколько месяцев ему стало легче дышать.
Постепенно он ослабил бдительность и устроился, как типичный американец среднего класса, в комфортабельном новом доме в северной части штата Нью-Йорк.
Хотя он был соблазнён американской мечтой и обществом потребления, он все же испытывал смешанные чувства.
«Моя преданность коммунизму, родине и России оставалась очень сильной».
Но в глубине души всегда стоял вопрос, представится ли ему его прошлое. И, наконец, однажды он это сделал.
Человеком, который разоблачил это, был архивист КГБ Василий Никитич Митрохин, который бежал на Запад в 1992 году - после падения коммунизма - с огромным запасом советских секретов, включая истинную личность Джека Барского.
ФБР следило за ним более трёх лет, даже купив дом рядом с ней, пытаясь выяснить, действительно ли он агент КГБ, и если да, то был ли он все ещё активен. В конце концов, сам Барский во время спора с женой Пенелопой «признался», что её перехватило ФБР.
«Он пытается восстановить брак , который разваливается медленно сказал моей жене "жертвы“ , которые сделали пребывание с Челси и её, так что на кухне я сказал. ' S ой немецкий, работал в КГБ , и мне они сказали вернуться домой . И я остался здесь с тобой ! »
"Она сказала: 'Что будет со мной, если тебя когда-нибудь поймают?'
Это было доказательство, необходимое ФБР, чтобы остановить его. В ходе тщательно спланированной операции Барски был задержан в Пенсильвании после того, как проезжал через пункт взимания платы за проезд по дороге домой с работы.
После выхода из машины к нему подошёл человек в штатском, показал ему номерной знак и тихо сказал: «Специальный агент Рейли, ФБР, мы хотели бы поговорить с вами».
Барский побледнел. Но не дрогнув, он сказал: «Почему так долго?»
Он старался предоставить как можно больше информации об операциях КГБ. Но внутри он боялся, что его отправят в тюрьму и что его американская семья распадётся.
Но удача была на его стороне. Пройдя через детектор лжи, ему сказали, что он не только свободен, но и что ФБР также поможет ему осуществить его мечту стать гражданином США.
В итоге Рейли стал лучшим другом и партнёром Барского по гольфу.
«Мне потребовалось несколько перемещений, чтобы легализовать меня, потому что у меня не было доказательств въезда в страну. Я приехал сюда с документами, полученными обманным путём, поэтому на получение гражданства ушло более 10 лет».
Барский женат в третий раз, имеет маленького сына. Он также утверждает, что нашёл Бога, завершив свой путь от коммуниста-атеиста до прихожанина; вполне американский патриот.
Ему даже удалось восстановить связь с семьёй, которую он оставил в Германии, хотя его первая жена Герлинде ещё не разговаривала с ним.
«У меня очень хорошие отношения с Матиасом, моим сыном и его женой, и теперь я дедушка. Когда мы говорим о таких вещах, как американцы, играющие в футбол против немцев, я говорю« мы »об американцах. Я больше не немец, метаморфоза была завершена ".
И последний акт его истории произошёл два года назад, когда он раскрыл свою необычайную двойную жизнь в шоу о текущих событиях «60 минут».
Он хотел поделиться своей историей со всем миром, но его боссы в энергетической компании Нью-Йорка, где он работал разработчиком программного обеспечения, не проявили такого понимания и уволили его.
Барский говорит, что не жалеет. Вы знаете, что вам повезло.
«У меня хорошее здоровье. У меня были некоторые проблемы с алкоголем, но я преодолел их, и у меня появилась новая возможность вести семейную жизнь. И ещё один ребёнок. Я, наконец, могу жить той жизнью, которую я должен был прожить. давным-давно. Мне очень повезло. ".
Может быть , высшая ирония истории является то , что Джек Барского могли завершить только на миссию , возложенную на него по в КГБ , получить паспорт и на гражданство США , с помощью ФБР.
Он не может удержаться от улыбки при мысли о том, чтобы сказать своим бывшим начальникам КГБ, что он все-таки не потерпел неудачу.
«Я был бы не против встретиться с одним или двумя из моих бывших товарищей по команде, чтобы сказать:« Послушайте, я сделал это! »