И опять хорошие новости - правительство решило таки взяться за пивную отрасль. Регулировать (а че еще) решили сразу с двух сторон: наклеить марочку и по по цене ограничить. По поводу маркировки читайте здесь. А вот по цене... Фишка в том, что ограничить собираются не максимальную цену на пивные напитки, а минимальную, так называемую МРЦ. То есть, купить свои пол-литра пенного мы сможем только по цене, каковую правительство сочтет нужным озвучить. Не факт, что она будет меньше сегодняшней. Скорее, наоборот.
К вопросу ценообразования мы обращались не раз и не два. Приходиться опять мусолить надоевшую уже всем азбуку экономики. Давайте еще разок, вдумчиво: минимальная цена на продукцию складывается исходя из затрат на производство и желаемой прибыли при реализации. Где в этой простой формуле имеют место правительственные ожидания по фиксации минимальной цены? Из каких показателей эта пресловутая цифра складывается?
МРЦ — крайне вредная мера как для государства и бизнеса, так и для потребителя, считают пивовары. Она преподносится как мера борьбы с нелегальным рынком, но направлена, скорее, на регулирование конкуренции. Понятно, что себестоимость продукции у крупных компаний может быть ниже за счет объемов выпускаемой продукции. Поэтому они могут предложить потребителям более привлекательные цены. МРЦ приведет к тому, что потребитель будет вынужден платить за любой продукт больше, и повлияет на спрос и динамику индустрии. Сам регулятор тоже пострадает, потому что уменьшатся поступления акцизов.
Рассмотрим простуй пример. Василий каждый день заходит после работы в сетевой магазин и покупает на промо свой пивной напиток по цене 35 руб за бутылку. Вопрос "цена-качество" в данном случае не возникает. Какое, нафиг, качество при такой-то цене. Понятно, что производитель не особо напрягался, выпуская данное питье. Понятно, что такая цена тоже возникла не на пустом месте, а сложилась из обычных рыночных критериев. Понятно, что изготовитель этого не в убыток себе торгует.
И тут вдруг в эту идиллию вмешивается регулятор и ограничивает минимальную цену на это пойло, скажем, на уровне 50 руб за тот же объем. Вася, как обычно подойдя к прилавку, находит свой бренд, тупо смотрит на ценник, чешет репу и уходит искать замещающий напиток по более низкой цене. Говорить, что он привык к этому и никакой другой ему не зайдет, по меньшей мере несерьезно. Основным критерием при выборе был низкий ценник, а не вкусовые качества, хотя о вкусах не спорят.
В итоге имеем: Продажи просели. Потребитель ушел неудовлетворенный. Ритейл потерял часть выручки. Производитель лишился прибыли. Государство не дополучило акциз. Все в минусе из-за того, что дядя Вася не нашел на полке свой любимый напиток по своей любимой цене. Возможно, в долгосрочной перспективе, он привыкнет к новым циферкам на ценнике и будет опять покупать свое пиво. Хотя, что-то мне подсказывает, что такого не будет. Если все пойло из низкоценового сегмента будет стоить одинаково, покупатель может смело перейти на любой другой бренд. И тогда пострадает только изготовитель первой васиной любви.
Введение МРЦ показалось правительству недостаточной мерой для создания сложностей пивной отрасли. Поэтому было принято решение еще и маркировать всю слабоалкогольную продукцию. Система ЕГАИС, введенная несколько лет назад, уже показала свою эффективность и позволяет полностью контролировать пивной рынок, прослеживая движение товарной продукции от производителя до прилавка. Но почему-то решили, что этого недостаточно и нужно еще сверху наляпать марки.
И вопрос даже не в стоимости марки, а в дополнительных инвестициях и капзатратах, на которые вынуждены будут пойти производители. Специфика линий розлива заключается в том, что невозможно производить такой же объем, если нужно будет маркировать продукцию. При этом это позиционируется как борьба с контрафактом и нелегальным рынком. Но в пиве в принципе нет контрафакта, потому что продукт с такими высокими инвестициями в производство невыгодно подделывать. В итоге пострадают и крупные игроки, к которым никогда не было подобных претензий, и остальные пивовары.
Несмотря на то, что на рынке разливного пива бывает неучтенная продукция, пивной контрафакт это такой же оксюморон, что и молочные подделки. Но тем не менее и на то и на другое правительство хочет наклеить марки, защищая таким образом население от некачественной продукции. Обязательное использование в торговых точках онлайн-касс позволяет полностью отслеживать продажи всех видов товара. Зачем же тогда городить огород с дополнительными маркировками?
Почему то в руководящих головах не возникает вопроса, почему на прилавках появляются продукты абсолютно легальные, промаркированные, зарегистрированные в ЕГАИСе и Меркурии, с десятью степенями защиты, но при этом совершенно непригодные для употребления? Почему многие изделия наших продуктовых корпораций не соответствуют потребительским качествам? И как при этом защитить потребителя? Причем речь идет уже не о Минимальной Розничной Цене, а о Максимальной.
Вопросы, вопросы...Все они хоть и требуют незамедлительного ответа, но как правило зависают на неопределенное время и, в итоге, не имеют никакого решения. Поэтому задаваться вопросом, зачем нужно ограничивать пиво по цене и лепить на него марки, не имеет смысла, так как вопрос этот решается в совершенно другом месте и, хочется думать, решается в рамках экономической целесообразности и исходя из государственных интересов( что бы это не значило и как бы не противоречило логике ).
Побольше пенного Вам, сограждане!