Мемуары знаменитых личностей всегда представляют большую ценность. Они отражают ту или иную эпоху глазами очевидца событий. А сопоставляя факты и события определенного отрезка истории можно сделать более точное и справедливое заключение о прошедшей эпохе. Конечно, стоит сделать поправку на субъективное мнение автора об увиденном, однако это не отменяет того факта, что мемуары в гонке за правду смотрятся выигрышнее сухих исторических справок и научных трудов историков, вольно или невольно искажающих свои доклады о былом.
Именно поэтому, когда мне попала в руки книга знаменитого на весь мир авиаконструктора Александра Сергеевича Яковлева «Воспоминания о людях и событиях», то я с удовольствием её прочёл и при этом узнал много интересной и неизвестной ранее для меня информации. Для тех, кто не в курсе, скажу сразу, что знаменитым Александра Сергеевича сделали выдающиеся самолёты марки «Як». Под руководством Яковлева было создано более 200 типов и модификаций, а серийными заводами было произведено 70 тысяч.
Так о чём же пишет знаменитый авиаконструктор?
В первую очередь, о своей долгой и насыщенной на события жизни. Самый активный трудовой период жизни Александра Сергеевича пришёлся на 30-е, 40-е и 50-е годы. Это было время становления, защиты и укрепления советской государственности. Он лично был знаком со всеми видными деятелями советской авиационной промышленности, такими как авиаконструктор больших самолётов Туполев Андрей Николаевич; создатель самого массового самолёта боевой авиации штурмовика Ил-2 Ильюшин Сергей Владимирович; первый лётчик-испытатель ещё времён Царской России Россинский Борис Иллиодорович; авиаконструктор Лавочкин, создавший один из лучших истребителей Великой Отечественной войны Ла-5; создатель пикирующих бомбардировщиков Петляков Владимир Михайлович, трагический погибший в январе 1942 года и многие другие.
В годы войны Яковлев одновременно с конструкторской деятельностью работал на должности заместителя народного комиссариата авиационной промышленности. Благодаря чему по долгу службы ему довелось быть участником и очевидцем важных исторических событий. Был знаком практически со всеми видными руководителями советской партийной верхушки: Сталиным, Маленковым, Берией, Молотовым, Ворошиловым, Хрущёвым, Брежневым, Устиновым и т.д. О Берии и Маленкове отзывается с негативным оттенком как о карьеристах. Хрущёва описал как человека малообразованного, хитрого, тщеславного и лицемерного в высшей степени, которого власть портила не по дням, а по часам. Был крайне рад, узнав о долгожданном смещении с должности Генерального Секретаря зарвавшегося самодура.
Что касается общения со Сталиным, с которым Яковлев общался напрямую и мог свободно обратиться к нему по любому вопросу, то о нём следует рассказать отдельно и не на одну страницу. Поэтому я опишу Сталина по воспоминаниям Яковлева коротко. Остальное вы сможете прочесть в книге.
Вот какую характеристику даёт Александр Сергеевич:
“Это был человек действия. Сталин всегда внимательно выслушивал специалистов и задавал технические вопросы, приятно удивляя своей осведомленностью, а иногда и просто поражая и озадачивая меня, когда он выяснял моё мнение о работниках. И когда такая ситуация случалась, то он мне прямо говорил о том, чтобы я излагал свои мысли и не смущался, потому как они нам верят, хотя мы и молоды. Ценил в людях честность, прямоту, знание своего дела, умение держать слово и принимать самостоятельные решения. Крайне недоброжелательно относился к карьеристам, лицемерам, подхалимам, интриганам, бюрократам и особенно к обманщикам. Последнее было страшнее всего.
Сталин во всём, что касалось лично его, выглядел исключительно простым. Говорил он правильным русским языком, но с довольно заметным кавказским акцентом. Обладал ровным голосом, который в совокупности с размеренной походкой действовали успокаивающе. Не терпел суетливости. С людьми был вежлив, обращался всегда на “вы”. Не терпел верхоглядства и был безжалостен к тем, кто при обсуждении вопросов выступал, не зная дела. Требовательность к работе – характерная черта его стиля. Сталин любил, чтобы на его вопросы давали короткий, прямой и чёткий ответ, без вихляний. Умел шуткой разрядить напряжение при обсуждении самого острого вопроса. Не терпел безграмотности. Обладал редкой памятью и мог цитировать почти дословно большие отрывки из некоторых произведений. Чувствовалось, что был он человек весьма начитанный. Сталин был проще и внешне человечнее других, что отмечали и все иностранцы. ”
Таким был Сталин для авиаконструктора Яковлева.
И даже сам Уинстон Черчилль, которого никак нельзя было заподозрить в симпатиях к коммунизму и к нашему государству, в частности, в своей речи 23 декабря 1959 года отметил:
« Большим счастьем для России было то, что в годы тяжких испытаний Россию возглавил гений и непоколебимый полководец И.В. Сталин » .
Яковлев со своим опытно-конструкторским бюро принёс огромную пользу стране как в военное время, поставляя на фронт одни из самых лёгких истребителей Великой Отечественной войны Як-3, так и в мирное время, выпуская пассажирские и транспортные самолёты. Он был генеральным конструктором своего ОКБ более 50-ти лет. Дважды получил звезду Героя Социалистического Труда, стал лауреатом шести Сталинских, Ленинской и Государственной премий.
Много ещё чего интересного вы сможете почерпнуть из книги воспоминания выдающего авиаконструктора и нашего соотечественника. Приятного чтения, дорогие друзья!
А Вам понравилась книга Яковлева?