Когда происходят политические катастрофы? Они происходят тогда, когда государство не подвергается серьезной внешней угрозе. Более того, общество разрушается тогда, когда государство достигает пика своего военного и экономического могущества и обладает наибольшей территорией за все время своего существования.
Франция при Людовике XVI, перед своей Великой революцией была доминирующей державой в Европе. Февральская революция 1917 года в Российской империи произошла в тот момент, когда завершалась Первая Мировая война, по результатам которой она, несмотря на серьезные потери, должна была войти в число государств-победителей. Советский Союз распался на вершине своего экономического могущества и в тот период, когда он на равных конкурировал с США в военной сфере. Тем не менее СССР был разрушен под влиянием внутренних причин и результате действий собственных политических элит.
Политическая катастрофа возникает тогда, когда возникает системный кризис. Он протекает в латентной, скрытой форме и в значительной степени вызывается тем, что государство достигает предельно возможных границ, имеет наибольшую территорию и добивается максимально возможных показателей в экономике.
При достижении пределов роста в различных сферах жизни общества, государство начинает снижать темпы своего развития. Это закономерно приводит к усилению борьбы за различные рода ресурсы. В этом случае резко усиливается конкуренция за доступ к рычагам власти, т.к. они позволяет политическим группировкам и их лидерам осуществлять контроль над распределением и перераспределением все более сужающихся материальных и финансовых потоков. Монопольный контроль над экономическими и социальными ресурсами приводит к тому, что резко снижается вертикальная мобильность. «Человек из народа», из массовых социальных слоев, лишается возможности сделать карьеру и занять достойное место в социуме согласно своим способностям и приложенным усилиям. Это приводит к росту напряженности во всех структурных подразделениях и классах общества, что провоцирует рост напряженности среди населения и активизирует процессы, которые разрушают сложившиеся социальные и экономические связи.
В тоже время, если государство подвергается внешним угрозам, то общество консолидируется. Народ начинает ощущать связь с элитами. Власть укрепляется.
Таким образом, одна из главных причин, создающих благоприятные предпосылки для возникновения политических катастроф является прекращение действия «социальных лифтов», то есть возникновение кризиса социальной мобильности.
Для человека прекращение вертикальной мобильности, возникший вследствие достижения пределов роста, выражается в невозможности повысить свой социальный статус. Это происходит из-за того, что соответствующих социальных ниш недостаточно. А те, что есть уже заняты представителями элиты и различного рода политических и экономических группировок. Иными словами, можно сказать то, что эти ниши в значительной степени заняты бесталанными детьми, внуками, племянниками, различными родственниками и близкими людьми политически и экономически доминирующих личностей. В тоже время большие пласты действительно талантливых, образованных и инициативных людей «с низов» не могут получить достойное место в жизни. Отсутствие социальной перспективы у большого количества людей приводит к субъективному восприятия ситуации в обществе, как «застоя».
В свое время закрытие «социальных лифтов» и прекращение вертикальной мобильности создало такую ситуацию в социуме, на фоне которой произошла политическая катастрофа, разрушившая Советский Союз. Так многие специалисты, завершившие свое образование в ВУЗах до войны и начавшие своею деятельность в годы активного развития экономики, сделали весьма успешную карьеру в области науки и административного управления. В тоже время выпускники, закончившие университеты и институты, в 1970-80 годах, попали в «социальный тупик», так как предыдущее поколение заняло все привлекательные социальные позиции и не собиралось с них «уходить». Все это вызвало ощущение «застоя», вызвало резкий рост диссидентских настроений в среде советской интеллигенции и привело к ее массовому участию в процессах разрушения своего государства.
Такая же эмоциональная оценка ситуации сложилась перед революцией и во Франции у «третьего сословия» и особенно у его лидеров – буржуазии.
А. Л. Сафонов, докт. философ. наук, канд. техн. наук, доц., проф. МГОУ
А. Д. Орлов, канд. техн. наук
Начало: статья "Социальная философия в "эпоху перемен".
Предыдущая статья: "Примеры политических катастроф".
Продолжение: статья "Кризис целеполагания" элит и политическая катастрофа.
Публикация является популярной версией нашей статьи «Социальные маркеры политических катастроф».
Вы можете ознакомиться с другими нашими трудами:
" Новая социальная теория и принципы ее построения (глобализация и основные механизмы развития общества) " и " Этнос и глобализация (этнокультурные механизмы развития современных наций) ".