Для тех, кто любит "Убить пересмешника" - это однозначно "немедленно к прочтению".
Помнится, попадался в одной из соцсетей пост с просьбой порекомендовать похожие на "Убить пересмешника" книги, об отношениях черных и белых, о расовой сегрегации в Америке. Кажется, именно там я выцепила "Прислугу". Сделала зарубку — мол, надо прочесть, и, как обычно отложила в долгий ящик. А потом открыла и не смогла закрыть, пока не прочла последнюю страницу.
О чем эта книга?
60-ые годы XX-го века. Тихий городок Джексон в Миссисипи . тихий Юг Америки, где белым леди прислуживают чернокожие горничные, где никогда ничего не случается. Пока одна молодая леди Скитер не решила написать книгу, записав рассказы чернокожих служанок о том, каково это — быть прислугой. И ей расскажут — сначала пожилая горничная Эйбилин, воспитавшая 17 белых детей и потерявшая собственного единственного сына, ехидная повариха Минни, а потом и другие. Голоса этих женщин звучат со страница "Прислуги", как живые.
Слишком хорошо я знаю, что случится, если белые леди прознают, что мы пишем о них, рассказываем всю правду про то, какие они на самом деле. Женщины, они совсем не то, что мужчины. Женщина не придет к тебе с дубиной в руках. Мисс Хилли не станет целиться в меня из пистолета. Мисс Лифолт не будет поджигать мой дом.
Нет, белые женщины не любят марать руки. У них есть маленькие изящные инструменты, острые, как ведьмины когти, но чистые, аккуратно разложенные, будто на подносе у дантиста. Они ловко с ними обращаются.
Первым делом белая леди вас увольняет. Вы огорчены, но думаете, что найдете другую работу, когда все уляжется, когда белая леди позабудет обо всем. У вас есть немного сбережений, чтобы заплатить за квартиру — за месяц, не больше. Знакомые приносят вам тушеные овощи.
Но через неделю после увольнения вы находите у себя в двери маленький желтый конверт. Внутри УВЕДОМЛЕНИЕ О ВЫСЕЛЕНИИ. Каждый домовладелец в Джексоне — белый, у каждого — белая жена, и все дружат со всеми. Вот тогда вы начинаете паниковать. Работы никакой не предвидится. Двери захлопываются перед вашим носом. А теперь вам еще и негде жить.
С этого момента события пускаются вскачь.
Если ваша машина куплена в кредит, ее изымают.
Если у вас есть неоплаченная квитанция за парковку, вас посадят в тюрьму.
Если у вас есть дочь, возможно, вы переедете к ней. Она тоже работает в белой семье. Но через несколько дней дочь возвращается домой с новостью: «Мама, меня выгнали». Она напугана, не понимает, за что. И вам приходится объяснить, что все это из-за вас.
Хорошо хоть у ее мужа есть работа. По крайней мере, будет чем кормить ребенка.
Но потом увольняют и мужа. Еще один крошечный острый блестящий инструмент.
Они кричат, плачут, обвиняют вас, спрашивают, зачем вы это сделали. А вы даже не можете вспомнить зачем. Проходят недели, и ничего — ни работы, ни денег, ни дома.
Вы надеетесь, что наконец уже все, она удовлетворена, готова забыть. Но глубокой ночью раздается стук в дверь. Нет, это не белая леди. Она никогда не делает таких вещей самолично. Но когда кошмар все же происходит — пожар, или нападение, или избиение, — вы осознаете то, что на самом деле знали всю жизнь. Белая леди никогда ничего не забывает . И не остановится до самой вашей смерти.
Когда Кэтрин Стокетт написала этот роман, и предложила его к печати, ей отказали 60 литературных агенств. Никто из агентов не желал заниматься книгой, считая, что роман на столь серьезную тему просто обречен на провал. А ведь на дворе были не 60-е годы, а двухтысячные, времена, казалось бы, победившей толерантности и либерализма. В 2009 году книгу напечатали - роман назвали "Книгой года", перевели на 40 языков, по нему сняли фильм.
Но книга все-таки лучше.