Здравствуйте уважаемые читатели.
Время мчится неумолимо и, незаметно, первый класс сменился на девятый. В этом году мой старший сын готовится к первым экзаменам. Да, все ВПР и пробные экзамены (читайте тесты), контрольные работы и текущая учёба, всё это было и есть. Но, как говорится, пришло время подводить первые итоги.
И, для затравки, наши дети должны получить допуск к сдачи ОГЭ (9 класс) и к ЕГЭ (11 класс). Про ЕГЭ, пока рано говорить, а вот о допуске к ОГЭ, сегодня хочу вам рассказать.
Что такое «допуск к ОГЭ? Это мероприятие, которое занимает 15 минут времени (до 30 минут для лиц с ограничениями). Это устная проверка. Чего? Официально: проверка навыков и знаний, полученных за девять классов образования. Фактически – это проверка на умение думать, говорить и кратко излагать информацию. Ещё короче – это проверка на вербальную «вшивость».
Конкретно, в этом году наши дети должны были: прочитать текст, пересказать его, описать картинку (или составить краткий рассказ на выбранную тему) и построить диалог с учителем (вопрос-ответ).
Система оценивания просто запредельная, так что я даже не берусь её ни характеризовать, ни анализировать (как не пыталась, мой склад ума её не смог осилить). Акцент хочу сделать на детях и их «результатах».
Кто следит за моими статьями, тот знает, что мои дети учатся в обычной средней школе и им преподают обычные (но особенные) учителя (всё среднестатистическое, ни звёзд с неба, ни элитарности нет).
Решили в нашей школе провести пробный допуск. То есть заблаговременно посмотреть, кто на что горазд и каков уровень готовности наших «выпускников». Что мешало готовить к устной речи детей с первого класса? – вопрос. Выделили день. Провели мероприятие по всем правилам. Дождались мы результатов… Итог – масса ребят, которые не справились с заданием или получили минимум баллов (опять эти баллы!). У нас оставалась в запасе ещё неделя. Неделя, для работы над ошибками и для того, чтобы «подтянуть» знания. Много? Мало? Кому как. Но, не зная правил оценивания, не зная основных ошибок ребёнка – это время для работы над ошибками мизерно, однозначно. Тут администрация школы решила провести общее родительское собрание для всех девятых классов (удаленно конечно). Тема: «Разбор полётов и обсуждение результатов пробника». Как думаете, сколько родителей посетило данное мероприятие? (из 100 школьников (считайте 200 родителей), присутствовали 15 человек!!!) Каков процент заинтересованных родителей в будущем своих детей! А?! Как мы (родители) радеем и переживаем за свои «кровиночки»! Как мы поддерживаем свои чада!!! Ну да «Бог нам всем судья». Собрание было информативным. Это факт. Как оказалось, после пробника детям предложили провести анализ их выступлений и поработать… В ответ – тишина. После, прозвучало приглашение заинтересованных родителей на участие, «приходите и прослушайте своих деток и их ответы»… В ответ – тишина… «И мёртвые с косами стоят…».
Я, не поленилась и пришла прослушать «перлы» моего сына, чем вызвала всеобщее удивление. «Ваш сын ведь получил условный зачёт?! Зачем вам нужно знать, как он ответил?!» - так меня встретили. И мои объяснения, что тот балл, который он получил на пробнике, меня поверг в шок (ну не ожидала я таких цифр, зная своего ребёнка и его «болтливость»), вызвали недоумение. Но послушать дали и, даже, провели совместный «разбор полётов».
Вот мои выводы:
- Учить наших деток учат. Знания дают. Но в виде «автоматическом». Как учебник. Представьте, вам дают учебник, а, после, требуют и ждут, что вы на его основе напишите диссертацию. Это возможно? Нет.
- Отношение к подаче материала и к получению обратной связи – чисто условное. Детям дают информацию!!! Но не учат её применять!!! (как, например: Это ложка, она нужна, чтобы есть… Кушай ложкой».) И всё. Но мы разве так учим наших деток? Разве так можно чему-то научить?
- Детей не учат сокращать письменную речь. Помните, как нас учили различным аббревиатурам (АН РФ (академия наук, если что), ЦК КПСС, физ-ра, лит-ра…) Как думаете, сколько слов можно записать за две, положенные минуты? Можно ли записать без сокращений текст из 200 слов?
- Выработка привычки у детей давать ответы механически и односложно (возможно, что это особенность современного образования)
- Как можно требовать от детей иметь собственное мнение, давать эмоциональный окрас информации, вести дискуссию, если девять лет тебя учат по принципу «есть только одно правильное мнение – оно моё» или «ответ ищите в интернете»? Чему учили, то и получили, как говорится.
Но это лишь одна сторона медали под названием «допуск к ОГЭ», реверс, так сказать. А есть ещё и аверс. Это мы с вами. Мы: семья, социум, родители, дяди и тёти, друзья и родственники и старшее поколение… Мы, родители и «яжематери/яжеотцы» даём свои уроки нашим детям. Мы даём им уроки «житейской мудрости» или, на худой конец, «уроки выживания» в этом мире. Мы можем не привить любовь к чтению. Мы можем не научить высшей математике. Мы можем не научить рисовать картины. Но, в наших силах проявлять элементарную заботу о «гигиене» наших детей и ежедневно, без напряга, слушать и слышать своих собственных детей! Вот скажите, что??? Что помешало, какие непреодолимые трудности, помешали прийти и просто послушать запись ответа своего ребёнка??? Это время равно трём!!! не выкуренным сигаретам! Это время равно не выставленному посту в соцсети. Это время равно расстоянию до мусорных контейнеров, рядом с домом…. Это время равно – вселенскому безразличию и отстранённости родителя. Это время равно безучастности и холодности… (Да. Сейчас полетят тапки – я работаю, мне кормить нужно… мне некогда… у меня другие дела, я устала… Да. И я устала. И мне некогда. И я ненавижу школу и её особенности до хруста в костях… Но этот вопрос касался моего сына. Его будущего (да, мелочь, но жизнь состоит из мелочей).
Сегодня вы отказали своему ребёнку в поддержке и помощи. А завтра, не пеняйте и не требуйте к себе уважительного отношения и поддержки со стороны своих детей. – Правда жизни.
Вы, «подтирающие и подтягивающие штанишки» своим великовозрастным деткам. Вы, «решающие» все их «проблемы», «развивающие» гениев, «ограждающие от взрослых сложностей», вы не нашли время на работу над ошибками?! Не верю, как сказал Станиславский!
Вы уже сегодня, сделали свой выбор. И, увы, он не в пользу ваших детей. Так что готовьтесь, вам ещё предстоит пройти через многое: манифесты, революции, насилие, холодность, митинги, зависимости… Увы, это не угроза. Это лишь констатация факта. Вы, сегодня, предали, вас предадут завтра. Это жизнь.