Концепция футбол - игра. Почему тренерам не стоит забывать о том, что футбол - это в первую очередь игра?

Image by Dimitris Vetsikas from Pixabay
Image by Dimitris Vetsikas from Pixabay



Так как футбол является игрой, соответственно каждый игровой момент, возникающий в матче, является неповторимым. Да, бывают очень похожие ситуации, и они как раз встречаются постоянно. Именно поэтому существующая методика футбольной тренировки разбита на отдельные элементы.

Но в попытке научить детей (или взрослых футболистов) определенным навыкам мы слишком углубляемся в конкретные приемы. К примеру, учим обыгрывать определенными способами, взаимодействовать в малых группах уже определенным набором приемов. В такие моменты кажется, что мы упускаем один важный элемент. Игровые моменты в футболе хоть и бывают похожи, но в точности никогда не повторяются, а каждый такой момент можно решить несколькими способами.

Все возможные варианты решения нельзя разобрать на тренировках, так как любая такая ситуация зависит от очень большого количества элементов, которые, к тому же, постоянно меняются: положение мяча, партнеров, соперников, погодные условия, освещенность, состояние самого спортсмена. Все эти (а также многие другие составляющие) просто не могут повториться хотя бы дважды. Поэтому методы тренировки отдельных умений, кажутся попыткой запрограммировать (или натренировать) детей и футболистов на конкретные действия в конкретных ситуациях. Что немного абсурдно при такой изменчивости игры.

Кажется, что лучшего способа решить данную тренерскую задачу не знает никто. Собственно, как никто не создал и не знает лучшую систему воспитания футболистов. Этот вопрос сродни поискам философами истины и смысла жизни.

В постоянном тренерском поиске обозначенного выше вопроса предлагаю исходить как раз из изменчивости футбола, из уникальности каждой ситуации. Мы не можем все возможные ситуации и решения смоделировать на тренировке, но мы можем создать такие условия, в которых у игроков будет возможность выполнить игровую задачу несколькими способами. Решая данные задачи, применяя каждый раз новый способ для этого, игроки (или просто дети) будут постоянно учиться, так как они будут вынуждено все время оказываться в новых условиях, и снова решать задачу, применяя разнообразные способы и приемы.

Возможно, что сейчас данное предложения может показаться слишком общим и несформированным. Да, сейчас я описал только идею. Дальше, надеюсь, что и с вашей помощью, данную идею хочу развивать и в практическом плане. Показывая на примерах, какие ситуации мы можем создавать, а также какие тренировочные задачи решать.

Хотя уверен, что многое, описанное в данной концепции, вы и так регулярно используете, хотя, возможно, не всегда осознаете потенциальную силу данных упражнений.

Самым очевидным примером таких упражнений является подвижная игра. Все тренеры, а в особенности работающие с младшими группами, используют данный инструмент. Ведь каждая подвижная игра задействует сразу несколько физиологических систем. Именно поэтому игра выступает отличным методом для всестороннего развития детей и совершенствования футболистов.