Найти тему
ВСМС

На федеральном контроле

В январе 2021 года в адрес Председателя Всероссийского Совета местного самоуправления, Председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера О.В.Мельниченко поступило обращение от депутата городской Думы города Дзержинска Нижегородской области С.В.Чендырина и заместителя Председателя общественной Палаты города И.Ю.Соловьева с просьбой дать разъяснения по основным положениям Федерального Закона № 236-ФЗ от 20.07.2020 “О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Как следовало из обращения, при обсуждении нормативных документов города Дзержинска возникло несколько принципиальных вопросов, главный из которых – желание некоторых дзержинских чиновников и депутатов ввести обязательное софинансирование инициативных проектов со стороны граждан. Свою позицию по противоречию этого логике федерального закона высказала Общественная палата Дзержинска, приняв обращение к главе города и председателю городской Думы Дзержинска.

В ответе О.В.Мельниченко на обращение отмечаются принципиальные аргументы по вопросу софинансирования инициативных проектов. Но ключевой момент в том, как отмечается в ответе, что исходя из сущности местного самоуправления как формы народовластия (статья 1 Федерального закона №131-ФЗ), инициативные проекты являются, прежде всего, механизмом участия граждан в принятии бюджетных решений на местном уровне. Поэтому установление обязательного финансового участия граждан в реализации инициативных проектов не соответствует их природе как форме непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления.

Также в нем подчеркивается, что следует учитывать, что статьей 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации в отношение инициативных платежей сделано исключение из принципа общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов. Это означает, что при планировании финансового обеспечения реализации инициативных проектов с учетом обязательной доли инициативных платежей, расходы по реализации проектов могут быть осуществлены только при условии поступления инициативных платежей. Поэтому при их поступлении не в полном объеме, казначейство не сможет на недостающую сумму провести платежи за счет иных доходов местного бюджета. В связи с этим возникает риск невозможности реализации инициативного проекта.

Кроме того обращается внимание на то, что в соответствии с законом право выступить с инициативой о внесении инициативного проекта принадлежит гражданам, достигшим шестнадцатилетнего возраста. Учитывая, что в таком возрасте молодые люди, как правило, не имеют собственных доходов, закрепление обязательного финансового участия граждан в реализации инициативных проектов создаст дополнительные ограничения для вовлечения молодежи в выдвижение и реализацию инициативных проектов.

Следует отметить, что к этим аргументам прислушались, и в конце января городская Дума Дзержинска вернулась к пакету документов по инициативному бюджетированию.

В результате были приняты изменениями в нормативные документы, по которым:

  • отменен пункт 5.4. об обязательности софинансирования;
  • упростилась процедура сбора подписей через снижение их количества и отмена необходимости предоставления сложной документации по инициативным проектам.

Инициативное бюджетирование – это инструментарий реализации общественно значимых проектов, который устанавливает определенную степень ответственность и эффективности развития муниципалитета. Сегодня идея востребована и может иметь положительные результаты. Вопрос развития инициативного бюджетирования в Дзержинске находится на федеральном контроле, и это внушает оптимизм в его результативности.

В настоящее время остается еще один принципиальный вопрос, который в своем обращении отмечает Общественная палата Дзержинска - отсутствие в Положении о бюджетном процессе Дзержинска самого понятия инициативного бюджетирования и определения конкретных сумм на реализацию инициативных проектов. Думается, что этот вопрос в перспективе также найдет свое разрешение. Надеемся, что коллеги воспользуются позитивным опытом города Нижнего Новгорода. Там в июле 2020 Дума одобрила изменения в Положение о бюджетном процессе, согласно которым не менее 10% собственных доходов города с 2021 года будет направляться на инициативное бюджетирование.

Все новости на сайте