Найти тему
ТыжИсторик

Религиозные мошенники. "Святые" мощи. Часть I

Автор: Дмитрий Р.

Вторая часть здесь.

Пролог:
"Проклят человек, который полагается на человека и делает плоть своей опорой." (Иеремия 17:5).

Ну... Я всё же рискну полагаться на человеков. Так оно надёжнее, мне представляется.

Если верить Исааку Ньютону... Да, да, тому самому Ньютону, что "играл головой" яблоком, двигающимся в пространстве под воздействием Закона всемирного тяготения. Ньютону, который физик, он же - математик, он же - астроном, он же - один из первых светских теологов.

Гражданин Ньютон в ударе) Картинка взята из открытых источников.
Гражданин Ньютон в ударе) Картинка взята из открытых источников.

Этот самый Ньютон добрую половину жизни посвятил поиску того исторического момента, когда христианская вера, по его мнению, превратилась в языческий культ поклонения изобразительному искусству, останкам умерших и прочим внезапно почитаемым предметам. Ньютон считал, что вызывающее оторопь бездумное поклонение мощам и прочим сомнительным сущностям в христианстве получило импульс к своему развитию строго после Первого Вселенского (Никейского) Собора от 14 июня 325 года от Р.Х.

Именно тогда, как ему думалось, истинная вера была утрачена в силу обожествления бренного тела Христа, зафиксированном в принятом Собором Символе веры. И таки да, именно "ересь арианства", отвергающую божественную сущность тела Христа гражданин Ньютон всячески оправдывал. На протяжении более 10 лет сэр Ньютон сравнивал древние тексты Писания с более поздними (каноническими) редакциями, выявив при этом множество грубых поправок в изначальный посыл, в корне меняющих как саму веру, так и её обрядовую часть.

В иудаизме, к примеру, от которого в сущности и отпочковалось христианство к середине II века, обретя по ходу становления новые смыслы, культ почитания человеческих останков и предметов отсутствовал от слова совсем. Что конкретно подтверждается даже современной нам редакцией Святого Писания (перевод синодальный):

  • Числа 19:11-13:
Кто прикоснется к мертвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней:
он должен очистить себя сею [водою] в третий день и в седьмой день, и будет чист; если же он не очистит себя в третий и седьмой день, то не будет чист;
всякий, прикоснувшийся к мертвому телу какого-либо человека умершего и не очистивший себя, осквернит жилище Господа: истребится человек тот из среды Израиля, ибо он не окроплен очистительною водою, он нечист, еще нечистота его на нем.
  • Иезекииль 44:25:
К мертвому человеку никто из них не должен подходить, чтобы не сделаться нечистым; только ради отца и матери, ради сына и дочери, брата и сестры, которая не была замужем, можно им сделать себя нечистыми.
  • 4-ая Царств 23:17-18:
Царь спросил:
– Чей это могильный камень я вижу?
Жители города сказали:
– Это могила пророка, который приходил из Иудеи и предсказал всё то, что ты сделал с жертвенником Вефиля .
– Пусть он покоится, – сказал он. – Пусть никто не тревожит его кости.
И они пощадили и его кости, и кости пророка, который приходил из Самарии.

Осмыслив приведённые и ещё десятки других цитат из Писания, один из ведущих исследователей христианства Филип Шафф в своей работе «История христианской церкви» делает однозначный вывод:

«Почитание мощей не могло проистекать из иудаизма, ибо ветхозаветный закон строго запрещал касаться мёртвых тел и останков умерших людей, считая это осквернением".
Филип Шафф. Картинка взята из открытых источников.
Филип Шафф. Картинка взята из открытых источников.

Однако и Новый Завет не так, чтобы сильно одобряет почитание останков, пускай даже и "святых":

  • От Матфея 23:27:
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;
  • Деяния 8:2:
Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нём.

В Новом Завете не существует указаний на почитание апостолами или их последователями (Апостольскими отцами/мужами) бренного туловища или каких-то его частей какого-либо умершего святого, включая самого Христа. Ни в одном из первоначальных канонических текстов мы не обнаружим ни одного примера следования подобной практике. Да и первые христиане не имели данного обычая в своей обрядовости, что подтверждается в том числе и интерьерами помещений первых Римских катакомбных церквей, где святых мощей, не смотря на наличие первомученников в количествах, просто нет, как и указаний на почитание останков в текстах их жизнеописаний.

Тот же Шафф отмечает, что:

«Ни в Новом Завете, ни в трудах апостольских отцов ничего не говорится о поклонении мощам и вещам апостолов... Нам неизвестны даже места захоронения большинства апостолов и евангелистов. Традиции, связанные с их мученичеством и их останками, зародились гораздо позднее; они не могут претендовать на историческую достоверность».

Зато вот, скажем, в Древней Греции и Риме такая традиция вполне себе имела место быть:

"Они (жители Фив) говорят, что кости Гектора были принесены сюда из Трои как исполнение следующего пророчества оракула: "Фивяне, живущие в городе Кадмус, если вы хотите жить в своей стране и быть благословенны многочисленным богатством, то перенесите кости Гектора, сына Приама, из Азии к себе и почтите героя во славу Юпитера"
Павсаний II век

Вот и хранились кости мифического Гектора в храме Юпитера в Фивах вплоть до IV века. И таких известий в античной истории имеется в количествах. Почитание останков предков, помимо того, было принято также в Ассирии, Вавилоне, Египте и прочих точках географии от Атлантического до Тихого океанов.

Первохристиане же, безвременно теряя в активной полемике с властями своих передовых пастырей, вольно или невольно искажали первоначальные смыслы воспринятого ими в условиях жёсткого гонения, учения.

«Со смертью первомученика Стефана церковь христианская вступила в долгий период страшных гонений. Не было христианской общины, верующие которой не засвидетельствовали бы истинности Святого Писания и своей преданности Иисусу Христу мученической смертью некоторых членов. Имена мучеников заносились руководящими братьями в списки поместных церквей, в некоторых общинах эти списки оглашались при совершении Вечери Господней, как примеры непоколебимой верности учению Христа. В известные дни, главным образом в дни годовщин, верующие собирались у могил мучеников, чтобы послушать сказания очевидцев об их мученической кончине. В ту пору никому еще не приходила мысль обращаться в молитве к умерщвленным членам общины и просить их ходатайства пред Богом. В представлении тогдашних христиан подобная молитва могла бы исходить только из уст язычника, не знающего истины, а воздавание Божеских почестей “останкам мучеников” (мощам) показалось бы кощунственным. Но в конце четвертого века в церковь начинает мало-помалу проникать поклонение этим именно “останкам”. Переход от уважения к останкам к поклонению им был лишь делом времени»
П.И. Рогозин «Откуда это все появилось?»

Ну, а если обратиться к одному из первомучеников начала IV века - св. Власию, то тут откроется прекрасное. К примеру в одной из парижских газет начала ХХ века была размещена карикатура, показывающая как мог выглядеть досточтимый святой, если бы кто-то задумал собрать его облик из сохранившихся в различных церквях останков.

Предполагаемый Св. Власий. Картинка взята из открытых источников.
Предполагаемый Св. Власий. Картинка взята из открытых источников.

Другие первомученики, вероятно предвидя подобный итог, вовсе не стремились к посмертному культивированию своих останков. Так, св. Игнатий, растерзанный на арене Рима львами во II веке, завещал:

«Пусть измелют меня зубы зверей, чтоб они сделались гробом моим и ничего не оставили от моего тела, дабы по смерти не быть мне кому-нибудь в тягость. Тогда я буду поистине учеником Христа, когда даже тела моего мир не будет видеть"
Послание св. Игнатия к Римлянам

Последователи же особо почитаемых в своей христианской среде граждан (святых и апостолов), окруженные языческим большинством и отягощённые на уровне подсознания языческим-же багажом, в упомянутых условиях стремились к сохранению материальных останков тех, кто пролил на них "Свет Христов".

Обратимся к Шаффу:

«Почитание мощей мучеников возникло из глубокого, но здравого религиозного чувства благодарности, уважения и любви, но впоследствии разрослось до неимоверных размеров, впав во всевозможные суеверия и идолопоклонство крайнего толка. Гёте сказал: "Самые благородные идеи всегда обрастают множеством чуждого"»
Филипп Шафф «История христианской церкви»

К середине IV века, т.е. во времена Константина Великого и при его непосредственном участии, почитание мощей, артефактов и поклонение святым начинает принимать явно суеверный и идолопоклоннический характер. Останки мучеников в количествах начинают внезапно обнаруживаться в результате откровений верующим повсеместно, что заклало фундамент для этой тенденции на все грядущие века. Обнаруженные таким образом останки святых помпезно вносились в церкви и часовни, наскоро воздвигаемые в их честь.

Храм, таким образом превращался в своего рода капище, имевшее в своём календаре собственный главный праздник в честь своего собственного конкретного святого. В этот особо знаменательный праздник мощи и примкнувшие к ним реликвии выставлялись для поклонения прихожанам. Фрагменты мощей также обладали божественной силой и применялись как амулеты против болезней и опасностей, благодаря своей чудодейственной силе, которую святые на небесах, в силу своей особой связи с Христом, передают истинным христианам через свои бренные останки, а те уже совершают чудеса исцеления и охранения от невзгод.

Ну, тут ещё прилично. Картинка взята из открытых источников.
Ну, тут ещё прилично. Картинка взята из открытых источников.

При этом, здоровые силы в Церкви поначалу присутствовали. И эти силы оказывали жёсткое сопротивление культивированию мощей умерших. Тот же отец-основатель монашества - св. Антоний Египетский (умер в 356 г.) строго наказал братии перед смертью, чтобы тело его было похоронено в неизвестном месте, дабы не возникло культа поклонения его мощам. А св. Афанасий Великий (умер в 373 г.) предал земле несколько полученных им "святых" реликвий, чтобы они были недосягаемы для идолопоклонства.

Картинка взята из открытых источников.
Картинка взята из открытых источников.
"Антоний Египетский и Афанасий Великий, столпы церкви четвертого века, строго осуждали это опасное, языческое направление в церкви. Чтобы предотвратить темные массы от такой опасности, они приказывали замуровать в стены храмов все сохранившиеся до того времени останки мучеников и ни в коем случае не допускать поклонения им."
П.И. Рогозин «Откуда это все появилось?

Всё описанное выше ещё не самое страшное. Ещё в первые века существования христианства идея Воскрешения мертвых всецело занимала умы обывателей, принявшихся азартно готовиться к предстоящему Страшному Суду. Чтобы далеко не ходить, в центре городов активно возводились соборы, вокруг которых тут же разбивались городские кладбища.

Такой вот чудный обычай буквально через сотню-другую лет привел к тому, что количество бодро разлагающихся в центре города трупов превысило все мыслимые и немыслимые пределы. Не стоит говорить и о свирепствовавших тогда эпидемиях, в ходе которых добрые христиане рыли гигантские квадратные ямы, куда складывались до 1500 тел, слоями. Прямо в центре города, да. Представьте теперь царивший в таком поселении дивные чад и угар, бьющие по носу и здоровью богобоязненных горожан.

Кроме того, до VI в. множество захоронений разного сорта сограждан устраивались и в самом помещении церкви:

"Иногда в храме просто невозможно было находиться и передвигаться – пол церкви представлял собой странное месиво из раскуроченных плит, под которыми совсем недавно захоронили очередную партию христиан. Стоит ли говорить, что с течением времени подобная практика вызвала шквал недовольств и протестов, поскольку данная некрофильская христианская традиция вступала в конфликт уже с санитарией. Соседство с трупами неминуемо вызывало многочисленные эпидемии и заболевания".
Ф. Арьес “Человек перед лицом смерти”

Такое катастрофическое положение вещей привело к тому, что руководство отдельных Соборов, своими волевыми решениями регламентировало похоронные ритуалы и процедуры. Так, командование Брагского собора в Португалии (регламент от 563 г.) прямо запретило совершать погребения в церквях, разрешив хоронить только снаружи у стен. Руководство Майнцского собора (регламент от 813 г.) сделало небольшие исключения для епископов, аббатов и “верующих мирян” – с разрешения епископа и настоятеля церкви за денежное вознаграждение (пожертвование, ага).

Уже много после смерти отцов-основателей Церкви, на протяжении нескольких веков поклонение мощам носило полулегальный характер, однако, уже к концу VII века склалось довольно крепкое неписанное правило о том, что евхаристию необходимо было совершать исключительно на мощах святых мучеников, что послужило дальнейшему узаконению этого дивного обычая.

На Седьмом Вселенском (Втором Никейском) Соборе, проходящем во второй декаде октября 787 г., не смотря ни на Святое Писание, ни на заветы отцов Церкви, поклонение останкам святых мучеников радостно утвердили, и с тех пор этот по-сути языческий культ крепко вошел в практику как восточной, так и западной церквей, активно улучшая своим существованием благосостояние владельцев этих самых мощей и реликвий. На том же Соборе, кстате, утвердили и институт, впоследствии названный "Индульгенция", к слову. Совсем не про деньги святые отцы дебаты вели, считаю.

"...на будущее время всякий епископ, освятивший церковь без мощей, должен быть извержен."
Правило 7, VII Вселенский Собор.

На Западе же (а разделение церквей с воцарением Карла Великого уже по факту случилось), одним из решений Франкфуртского Собора от 1 июня 794 года данный обряд был также подтверждён. Престол мог быть освящен только в церкви, в которой имеются мощи святых, что привело, в итоге, к их неконтролируемому размножению, ибо почитаемых святых не так, чтобы совсем много, а кафедры росли в арифметической прогрессии. Чуть позже выход будет найден в изобретении т.н. местночтимых святых.

Однако, примерно в то же время, в 895 г. на Трибурском соборе было объявлено: “Если мертвые (простые горожане) были захоронены прежде, чем церковь была освящена, пусть ее не освящают”. Понятно, что данным постановлением фактически запрещалось превращать кладбище в церковь, это же не "святые" мощи. А так-то да, перед богом все равны, никто не спорит.

Особенно активно процесс основания церквей на вновь обретённых мощах особо древних святых забурлил в эпоху Крестовых походов, что привело к тяжелому поражению этой бациллой и сознания верхушки Русской церкви. Но об этом - в следующий раз.

В период реформации часть верующих разумно отвергла исследуемый институт в богослужении и в большинстве протестантских конфессий он к настоящему времени отсутствует. Однако материнская католическая церковь не поддалась на искушение и в ходе XIX Вселенского собора Католической Церкви от 13 декабря 1545 года подтвердила святость "святых" останков и необходимость соблюдения ранее утверждённых ритуалов с их участием.

Костёл всех святых в Седлеце, Чехия. Картинка взята из открытых источников.
Костёл всех святых в Седлеце, Чехия. Картинка взята из открытых источников.

В отношении же останков мирян церковь и тут отстала всего буквально на пол века. Завидное постоянство, да. В ходе Руанского собора от 1581 года, произошло разделение усопших верующих, претендующих на захоронение в стенах церкви, на три разряда. Первый разряд – посвятившие себя богу (священники и иерархи), второй – те, кто удостоился почестей в церкви, третий – те, кто своей знатностью отличился служением богу. Вот такое вот элитное погребение, в отличие от тёмных пейзан, вынужденных коротать вечность вне стен культового сооружения.

На сегодня всё. Продолжение грядёт. Надеюсь - скоро.

Не пожалейте многия лайков и подписок во имя просвещения дальнейшего.

Читайте также: Повесть о святом мошенничестве или «почём нынче "оpiuм" для народа»: Туринская плащаница.