Настоящую статью решил написать после подготовки своей статьи «Проиграет ли Азербайджан от разблокирования экономических и транспортных связей с Арменией». По сути эта статья является продолжением указанной выше статьи.
27 сентября 2020 года в Нагорном Карабахе произошло очередное обострение многолетнего конфликта, которое, к счастью, не переросло в полноценную войну между Азербайджаном и Арменией.
9 ноября 2020 года было объявлено перемирие.
В соответствии с п. 9. Соглашения о перемирии (далее – Соглашение) разблокируются все экономические и транспортные связи в регионе. Республика Армения обеспечивает транспортное сообщение между западными районами Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. Контроль за транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России.
11 января 2020 года состоялась встреча между руководителями Армении, Азербайджана и России, на которой обсуждались шаги по реализации п. 9 Соглашения о перемирии.
Напомню, что транспортная блокада сильно ограничивала развитие Азербайджана, Армении, а также соседних стран, например, Турции, Грузии и Ирана. При этом, как мы уже писали в отдельной статье, наиболее сильно блокада отражалась на Армении. Если при СССР 85% грузов Армения получала через Азербайджан с мегринского направления через Нахичевань, а 15 % - через Грузию, то сейчас около 70% - через Грузию, остальное через Иран.
При этом, если мегринское направление обеспечивало перевозку крупнотоннажных грузов, то грузинское направление по своим характеристикам не способно справляться с большим грузопотоком. Поэтому, например, при СССР через Грузию в Армению шли в основном пассажирские поезда.
Азербайджан также сталкивался с последствиями блокады. Нахичевань фактически была отрезана от Азербайджана, возросли логистические издержки. Азербайджану пришлось строить отдельную железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс для связи с Турцией.
И вот тут начинается самое интересное.
С точки зрения Армении и любого, кто ознакомился с Соглашением, разблокирование экономических и транспортных связей должно включать и возобновление армянского транзита через Нахичевань и далее через восточный Азербайджан, а также возможность участия в связях с Ираном через Нахичевань и с Турцией через Гюмри.
Например, как уже отмечалось в первой части статьи, варианты железнодорожных перевозок через Нахичевань – Армению (Гюмри) – Грузию, Нахичевань – Армению (Гюмри) – Турцию, Нахичевань (Джульфа) – Армению (Мегри) – Азербайджан – Россию могут являться частью транспортных коридоров «Север-Юг» и «Юг-Запад». Понятно, что это не основные транзитные маршруты, но часть грузопотока они способны взять на себя, так как на всех этих направлениях речь идёт о модернизации и реконструкции линий, а не о новом строительстве на всём протяжении, что более выгодно. Кроме этого, какие-то транспортные артерии могут быть перенасыщены грузопотоком, что заставит грузоотправителей искать альтернативные пути. При таком положении выгоду получают все территории-транзитёры, в том числе Нахичевань и Армения, которые были за рамками железнодорожного транзита. Есть и элементы конкуренции, когда транзитные страны будут предлагать более интересные условия грузоотправителям в части тарифов, скорости транзита и другого.
Но оказывается, что это далеко не факт.
Стоит отметить, что железная дорога от Баку через армянский Мегри и Нахичевань не использовалась около 30 лет. Линии пришли в упадок, где-то что-то разворовали и т.п. Поэтому разблокировать это одно, а восстановить – это другое.
Что скорее всего произойдёт? Армения восстановит мегринский участок железной дороги, Азербайджан восстановит участок до Нахичевани, а вот восстановить участок от Нахичевани до границы с Арменией в направлении Гюмри может очень сильно не спешить.
Как Азербайджан будет направлять, например, иранские грузы в Турцию?
- У Ирана есть прямое сообщение с Турцией. То есть предложение идти через соседей.
- От Нахичевани до турецкого Игдыра есть автомобильная дорога. То есть на перекладных.
- Может предлагаться "экзотический" маршрут в обход Армении через Джульфу-Баку-Тбилиси-Карс.
- Сейчас проектируется железная дорога Карс-Игдыр-Нахичевань, которая фактически исключит Армению из западного направления грузопотока. Но это в среднесрочной перспективе, а не сейчас.
Кроме этого, Азербайджан фактически будет подталкивать Иран к достройке участка Астара-Энзели (Анзали) иранской железной дороги для направления грузов по побережью Каспийского моря через Баку. При этом предыдущий участок Решт-Казвин обошёлся Ирану в сумму около 2 млрд долларов.
Учитывая тяжёлое финансовое положение Ирана, возможность сэкономить и отложить им реализацию всего проекта представляется очень высокой. В этом случае Иран может сконцентрироваться на морском коридоре с Россией, на железнодорожном сообщении через Нахичевань (Джульфа) и Армению, а также через Турцию. Но, как уже отмечалось выше, Иран, скорее всего, ждёт сюрприз от Азербайджана, который может фактически заблокировать новые транзитные возможности.
В итоге Армения в лучшем случае получит грузопоток только на мегринском участке железной дороги, а участок от Нахичевани до Гюмри не будет задействован, так как на территории Нахичевани около границы с Арменией будет не готов к эксплуатации
Как отреагирует Армения? Армяне сами по себе эмоциональные люди, а тут после Нагорного Карабаха вообще могут слабо себя контролировать. Могли бы и дорогу перекрыть, но нельзя. В Соглашении есть пункт о разблокировании транспортных связей. Могли бы и грузы через границу не пустить. Мало ли – есть подозрение на контрабанду. Но по Соглашению контроль за транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России. В результате всё может перейти к срыву мирного урегулирования и войне.
Из всего вышеизложенного возникает вопрос: "Зачем России Соглашение, которое ставит её в невыгодное положение и заставляет ущемлять интересы одной из сторон?" У меня нет ответа на этот вопрос, кроме как при быстрой подготовке не доглядели. Может быть у вас есть свой вариант, который вы укажите в комментарии к статье?
Что может сделать Россия, если уже подписала Соглашение?
- Россия должна настаивать на одновременном введении участков железной дороги Баку-Мегри-Джульфа-Гюмри. В этом случае стороны в части запуска железнодорожного сообщения будут в равных условиях. Кроме этого, Армения и Азербайджан в части прохождения поездами государственных границ будут также в равных условиях, так как каждая из сторон может доставить проблемы другой стороне. Поэтому есть возможность договориться не создавать такие проблемы друг другу.
- По смыслу Соглашения транспортное сообщение между Нахичеванью и Восточным Азербайджаном является зеркальным Лачинскому транспортному коридору между Арменией и Нагорным Карабахом. Поэтому о контроле российскими пограничниками железнодорожного сообщения речи быть не должно. В противном случае Погранслужба России должна обеспечить контроль на всём протяжении железных дорог Армении и Азербайджана, чтобы проблем не было не только у азербайджанцев, но и у армян, а это совсем другой уровень участия России в мирном урегулировании противостояния Азербайджана и Армении.
Источники фото и иллюстраций: www.kremlin.ru; lt.sputniknews.ru; vgudok.com; ru.wikipedia.org; www.turantoday.com
Нажимайте на палец вверх и подписывайтесь на канал!
Связанные статьи:
Проиграет ли Азербайджан от разблокирования экономических и транспортных связей с Арменией