Найти в Дзене
Иностранные дела

Зачем России помогать Азербайджану обманывать Армению?

Армения может оказаться в стороне от транзитных грузовых потоков

Настоящую статью решил написать после подготовки своей статьи «Проиграет ли Азербайджан от разблокирования экономических и транспортных связей с Арменией». По сути эта статья является продолжением указанной выше статьи.

27 сентября 2020 года в Нагорном Карабахе произошло очередное обострение многолетнего конфликта, которое, к счастью, не переросло в полноценную войну между Азербайджаном и Арменией.

9 ноября 2020 года было объявлено перемирие.

В соответствии с п. 9. Соглашения о перемирии (далее – Соглашение) разблокируются все экономические и транспортные связи в регионе. Республика Армения обеспечивает транспортное сообщение между западными районами Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. Контроль за транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России.

11 января 2020 года состоялась встреча между руководителями Армении, Азербайджана и России, на которой обсуждались шаги по реализации п. 9 Соглашения о перемирии.

Заявления для прессы по итогам переговоров Президента России Владимира Путина с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и Премьер-министром Армении Николом Пашиняном 11.01.2021
Заявления для прессы по итогам переговоров Президента России Владимира Путина с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и Премьер-министром Армении Николом Пашиняном 11.01.2021

Напомню, что транспортная блокада сильно ограничивала развитие Азербайджана, Армении, а также соседних стран, например, Турции, Грузии и Ирана. При этом, как мы уже писали в отдельной статье, наиболее сильно блокада отражалась на Армении. Если при СССР 85% грузов Армения получала через Азербайджан с мегринского направления через Нахичевань, а 15 % - через Грузию, то сейчас около 70% - через Грузию, остальное через Иран.

Схема железных дорог Армении
Схема железных дорог Армении

При этом, если мегринское направление обеспечивало перевозку крупнотоннажных грузов, то грузинское направление по своим характеристикам не способно справляться с большим грузопотоком. Поэтому, например, при СССР через Грузию в Армению шли в основном пассажирские поезда.

Азербайджан также сталкивался с последствиями блокады. Нахичевань фактически была отрезана от Азербайджана, возросли логистические издержки. Азербайджану пришлось строить отдельную железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс для связи с Турцией.

И вот тут начинается самое интересное.

С точки зрения Армении и любого, кто ознакомился с Соглашением, разблокирование экономических и транспортных связей должно включать и возобновление армянского транзита через Нахичевань и далее через восточный Азербайджан, а также возможность участия в связях с Ираном через Нахичевань и с Турцией через Гюмри.

Например, как уже отмечалось в первой части статьи, варианты железнодорожных перевозок через Нахичевань – Армению (Гюмри) – Грузию, Нахичевань – Армению (Гюмри) – Турцию, Нахичевань (Джульфа) – Армению (Мегри) – Азербайджан – Россию могут являться частью транспортных коридоров «Север-Юг» и «Юг-Запад». Понятно, что это не основные транзитные маршруты, но часть грузопотока они способны взять на себя, так как на всех этих направлениях речь идёт о модернизации и реконструкции линий, а не о новом строительстве на всём протяжении, что более выгодно. Кроме этого, какие-то транспортные артерии могут быть перенасыщены грузопотоком, что заставит грузоотправителей искать альтернативные пути. При таком положении выгоду получают все территории-транзитёры, в том числе Нахичевань и Армения, которые были за рамками железнодорожного транзита. Есть и элементы конкуренции, когда транзитные страны будут предлагать более интересные условия грузоотправителям в части тарифов, скорости транзита и другого.

Но оказывается, что это далеко не факт.

Стоит отметить, что железная дорога от Баку через армянский Мегри и Нахичевань не использовалась около 30 лет. Линии пришли в упадок, где-то что-то разворовали и т.п. Поэтому разблокировать это одно, а восстановить – это другое.

Что скорее всего произойдёт? Армения восстановит мегринский участок железной дороги, Азербайджан восстановит участок до Нахичевани, а вот восстановить участок от Нахичевани до границы с Арменией в направлении Гюмри может очень сильно не спешить.

Как Азербайджан будет направлять, например, иранские грузы в Турцию?

  1. У Ирана есть прямое сообщение с Турцией. То есть предложение идти через соседей.
  2. От Нахичевани до турецкого Игдыра есть автомобильная дорога. То есть на перекладных.
  3. Может предлагаться "экзотический" маршрут в обход Армении через Джульфу-Баку-Тбилиси-Карс.
  4. Сейчас проектируется железная дорога Карс-Игдыр-Нахичевань, которая фактически исключит Армению из западного направления грузопотока. Но это в среднесрочной перспективе, а не сейчас.
Схема железных дорог вокруг Армении через Азербайджан (Красным цветов выделены действующие маршруты, зелёным - проектируемые).
Схема железных дорог вокруг Армении через Азербайджан (Красным цветов выделены действующие маршруты, зелёным - проектируемые).

Кроме этого, Азербайджан фактически будет подталкивать Иран к достройке участка Астара-Энзели (Анзали) иранской железной дороги для направления грузов по побережью Каспийского моря через Баку. При этом предыдущий участок Решт-Казвин обошёлся Ирану в сумму около 2 млрд долларов.

Учитывая тяжёлое финансовое положение Ирана, возможность сэкономить и отложить им реализацию всего проекта представляется очень высокой. В этом случае Иран может сконцентрироваться на морском коридоре с Россией, на железнодорожном сообщении через Нахичевань (Джульфа) и Армению, а также через Турцию. Но, как уже отмечалось выше, Иран, скорее всего, ждёт сюрприз от Азербайджана, который может фактически заблокировать новые транзитные возможности.

Транспортные коридоры «Север-Юг» и «Юг-Запад» (иранская версия до 9.11.2020 года)
Транспортные коридоры «Север-Юг» и «Юг-Запад» (иранская версия до 9.11.2020 года)

В итоге Армения в лучшем случае получит грузопоток только на мегринском участке железной дороги, а участок от Нахичевани до Гюмри не будет задействован, так как на территории Нахичевани около границы с Арменией будет не готов к эксплуатации

Как отреагирует Армения? Армяне сами по себе эмоциональные люди, а тут после Нагорного Карабаха вообще могут слабо себя контролировать. Могли бы и дорогу перекрыть, но нельзя. В Соглашении есть пункт о разблокировании транспортных связей. Могли бы и грузы через границу не пустить. Мало ли – есть подозрение на контрабанду. Но по Соглашению контроль за транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России. В результате всё может перейти к срыву мирного урегулирования и войне.

Из всего вышеизложенного возникает вопрос: "Зачем России Соглашение, которое ставит её в невыгодное положение и заставляет ущемлять интересы одной из сторон?" У меня нет ответа на этот вопрос, кроме как при быстрой подготовке не доглядели. Может быть у вас есть свой вариант, который вы укажите в комментарии к статье?

Что может сделать Россия, если уже подписала Соглашение?

  1. Россия должна настаивать на одновременном введении участков железной дороги Баку-Мегри-Джульфа-Гюмри. В этом случае стороны в части запуска железнодорожного сообщения будут в равных условиях. Кроме этого, Армения и Азербайджан в части прохождения поездами государственных границ будут также в равных условиях, так как каждая из сторон может доставить проблемы другой стороне. Поэтому есть возможность договориться не создавать такие проблемы друг другу.
  2. По смыслу Соглашения транспортное сообщение между Нахичеванью и Восточным Азербайджаном является зеркальным Лачинскому транспортному коридору между Арменией и Нагорным Карабахом. Поэтому о контроле российскими пограничниками железнодорожного сообщения речи быть не должно. В противном случае Погранслужба России должна обеспечить контроль на всём протяжении железных дорог Армении и Азербайджана, чтобы проблем не было не только у азербайджанцев, но и у армян, а это совсем другой уровень участия России в мирном урегулировании противостояния Азербайджана и Армении.

Источники фото и иллюстраций: www.kremlin.ru; lt.sputniknews.ru; vgudok.com; ru.wikipedia.org; www.turantoday.com

Нажимайте на палец вверх и подписывайтесь на канал!

Связанные статьи:

Проиграет ли Азербайджан от разблокирования экономических и транспортных связей с Арменией